14 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Мир православия 02.11.2018

К 25-летию обретения мощей Фаддея Тверского

Научно-практическая конференция «Священномученик Фаддей (Успенский), архиепис-коп Тверской» удивительным образом и походила на множество форумов и собраний специалистов разного рода, и очень сильно отличалась от них.

Вера знанию не помеха

Главная ее особенность проступала в устремлении к единству глубокой веры с точным научным знанием.

Что значит Тверь для России

Митрополит Тверской и Кашинский Савва в своем приветствии участникам конференции, похоже, предвосхитил ее основную тональность, которую можно определить как культурно-просветительскую и одновременно миссионерскую.

И действительно, если говорить о тверской истории и тверской культуре в целом, то без духовной и церковной составляющей она предстанет существенно обедненной. Таким образом, обращаясь к истории церкви, мы способствуем как оживлению духовной жизни, так и культурно-историческому просвещению наших сограждан.

Владыка Савва, как человек пока еще новый в Твери, выразил удивление тем, что главным объектом гордости горожане, как правило, называли построенный 80 лет назад Речной вокзал. При этом про стоявший на этом же месте почти восемь веков Отроч монастырь, составлявший гордость не одной Твери, а всей России, не вспомнил никто, хотя Успенский собор этого монастыря до сих пор украшает наш город.

Мы действительно не очень ясно видим себя со стороны и плохо представляем то место, которое реально занимает в истории и культуре России тверской край. Наш новый митрополит, который, заметим, имеет два высших образования и степень доктора богословия, выразил убеждение в том, что Тверь для России является центром притяжения именно в силу своей духовной истории. Каждое ее столетие светится именами известных всему православному миру святых. И в последнем столетии таким безусловным светочем сияет имя священномученика Фаддея.

Канонизация как наука

Первым на конференции с докладом, совершенно определенно задавшим тон всему форуму, выступил архимандрит Дамаскин (Орловский).

Вклад этого удивительного человека в раскрытие полной правды о гонениях на церковь в годы верховенства безбожной власти и в процесс канонизации новомучеников невозможно преувеличить. Только житий русских святых ХХ века он написал около полутора тысяч. И каждому написанию предшествовала немалая работа по изучению и оценке достоверности архивных материалов, поиску живых свидетельств, выверке фактов. Канонизация новомучеников – процесс чрезвычайно сложный. Опыт прежних столетий в приложении к особым условиям ХХ века мало чем может помочь. Неизменной остается лишь святоотеческая позиция, на все времена определившая, что есть святость. Но Римская империя первых веков христианства очень сильно отличалась от Советского Союза. Тут нужны иные подходы, иные критерии. О них и говорил в своем докладе отец архимандрит, подчеркнувший необходимость выработки именно научной методологии прославления новомучеников, которая, по сути, и была разработана в процессе подготовки к канонизации более двух тысяч новых святых ХХ века. Следует вспомнить, что репрессированных священников и мирян было во много раз больше. То есть сам факт гибели за веру еще не определяет святости погибшего. По-разному вели себя люди и до ареста, и во время следствия, разными они были и в нравственном отношении, и в отношении к церкви.

Как ни удивительно, архиепископ Фаддей во многом помог решить проблему канонизации новомучеников. Его прославление Архиерейским собором в феврале 1997 года, по словам отца Дамаскина, послужило эталоном, следуя которому в августе 2000 года были прославлены сразу 860 новомучеников и исповедников.

Чудо от пасхального яичка

История обретения мощей Фаддея Тверского совершенно уникальна. Жертв массовых репрессий 1930-х годов – и расстрелянных, и погибших в ГУЛаге – хоронили в безымянных могилах, сами места захоронений тщательно скрывались и никак не документировались. Почти все попытки родственников отыскать места погребения своих близких хотя бы приблизительно кончались ничем. Известны лишь наиболее массовые захоронения, такие, как Бутовский полигон и «Коммунарка» под Москвой, Левашовская пустошь в окрестностях Петербурга, урочище Сандормох в Карелии. Многие имена похороненных там известны, но ни одного погибшего пока еще не удалось идентифицировать.
На этом фоне обретение мощей архиепископа Фаддея предстает истинным чудом. Но сотворено оно было с помощью людей.

О том, как оно происходило, достаточно подробно и с живыми деталями рассказал Александр Буренков – непосредственный участник тех событий, создатель издательства «Булат», начиная с 1992 года выпускающего серию книг «Мученики и исповедники Русской Православной Церкви».
Первым «виновником» этого чуда можно, пожалуй, назвать того тюремного служителя, который сопровождал тело убитого архиепископа и на вопрос случайно встретившихся на краю Неопалимовского кладбища женщин «Кого везете?» не поленился ответить: «Вашего Фаддея». Женщины перезахоронили владыку, и еще полвека приметы этого места передавались из уст в уста. Тем не менее к середине 1980-х годов точное местоположение могилы забылось – прежде всего из-за сноса Неопалимовской церкви, к которой оно изначально привязывалось.

В этом тоже можно усмотреть волю Божию – видимо, в ту пору не пришло еще время для обретения мощей.

Автор этих строк в конце 80-х – начале 90-х годов вместе с соратниками из общества «Мемориал» активно занимался поисками мест захоронений репрессированных – главным образом, с помощью людей, что-то знавших или слышавших о них. Помнится и женщина, пришедшая ко мне в редакцию «ТЖ» (это было в конце 1991 или в первой половине 1992 года) с вопросом, известно ли нам что-либо о могиле архиепископа Фаддея. Таких сведений у нас не было, и женщина сказала, что есть люди, вместе с которыми она сама будет искать ее.

Накануне конференции Александр Буренков показал мне фотографии Юлии Ефимовны Топорковой, впоследствии игуменьи Кашинского Клобукова монастыря Анны, перед смертью постриженной в схиму с именем Стефанида. И я признал в ней ту настойчивую женщину, продолжить знакомство с которой мне тогда не удалось.

Более подробно об этой удивительной женщине участникам конференции рассказала монахиня Арсения. Схиигуменья Стефанида уже вошла в историю Тверской и Кашинской епархии как человек, которому суждено было стать одной из исполнительниц Божьей воли. Благословение тогдашнего правящего архиерея Виктора, участие в поисках профессио-нальных археологов, а также настойчивость будущей схиигуменьи привели к тому, что после двух дней неудачных раскопок на краю Неопалимовского кладбища пришел-таки день 26 октября 1993 года, когда было обнаружено необычное захоронение человека со связанными проволокой руками, в которых обнаружились скорлупки пасхального яйца. Было известно, что это яичко было вложено женщинами, перезахоронившими архиепископа в начале 1938 года.

Вера и научная добросовестность

Заведующий кафедрой судебной медицины Тверского мед-института профессор Виктор Челноков, сделав предварительный вывод о принадлежности обнаруженных останков
архиепископу Фаддею, рекомендовал провести детальную экспертизу в столичном НИИ судебной медицины, которая и позволила сделать окончательный вывод о том, что эти останки являются мощами священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.

Таким образом, обретение главной святыни Тверской епархии, относящейся к ее истории в ХХ веке, стало возможно благодаря как глубокой вере и настойчивости, так и научной добросовестности участников этого обретения. И этот союз веры и науки, безусловно, заслуживает дальнейшего укрепления, с чем согласны были все участники конференции.

Житие священномученика Фаддея убедительно свидетельствует о том, что в своей земной жизни архиепископ был одним из воплощений этого союза. Его «Дидактика» и другие педагогические труды подтверждают значимость научной добросовестности в любом христианском деле. Об актуальности этих трудов владыки Фаддея говорила на конференции кандидат педагогических наук Марина Егорова.

К еще более важному выводу – о необходимости соединить исследование русской святости с постижением истории России в целом – пришла в своем докладе историк-архивист, член редколлегии журнала «Вестник архивиста» Зинаида Иноземцева. О том же говорили курские историки Александр Бунин и Зинаида Ильина, обобщившие 20-летний опыт Дамиановских чтений в своем городе.

В общем и целом первая Фаддеевская конференция, прошедшая в нашем городе, ясно показала плодотворность научного подхода к проблемам, которые традиционно считались относящимися к чисто церковной жизни. Потому и неизбежным стало общее пожелание продолжить встречи такого рода и уровня, сделав Фаддевские конференции традиционными.
Автор: Сергей ГЛУШКОВ
376

Возврат к списку

В Тверской области прошли Дни призывника ВИДЕО
В Тверской области прошли Дни призывника для молодежи, которая скоро пойдет служить в армию.
14.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость