21 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 24.10.2016

Из музейного собрания достали осень

Фотограф: ТОКГ

В областной картинной галерее в бизнес-центре «Донской» открылась выставка «Осени прозрачной тихая пора…», которая продолжает традицию камерных экспозиций, знакомящих зрителя с произведениями отечественной живописи и декоративно-прикладного искусства XX столетия.

В оттенках золотых, в багровых переливах

Тема нынешней выставки не случайна не только потому, что на дворе стоит «унылая пора, очей очарованье», но еще и из-за того, что время года, воспетое Пушкиным и многими другими русскими поэтами, открывает художнику массу возможностей. Богатейшая цветовая гамма, подаренная человеку природой, сама просится на холст или лист бумаги, а оттенки, градации, фактуры, нюансы словно бы созданы для воплощения в материале – в живописи, графике, стекле. «В оттенках золотых, в багряных переливах», по словам поэта Петра Вяземского, «горят янтарные леса», а «солнце светится в волнах, на свежих нивах». Это ни с чем не сравнимая картина, которая, каждый год рождаясь и исчезая с наступлением зимы, не просто так стала источником вдохновения. Причем не только для уже упомянутого Пушкина, который с каждой осенью вновь воскресал, но и, например, для Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, писавшего о том, что с первым осенним холодом жизнь начинается сначала.

Вопреки циклическому хронотопу, согласно которому нынешнее время года считается периодом умирания природы, в искусстве оно изображается в основном как явление красоты необыкновенной. И уже по этой причине радостное. Трудно не проникнуться атмосферой «Золотой осени», переданной на своей картине Левитаном, и едва ли не он, мастер лирического пейзажа, дал начало традиции подобного изображения осени. Художники разных поколений увлечены тончайшими живописными разработками – золотыми, багряными, изумрудными, перламутровыми. Как раз именно эта палитра как нельзя лучше раскрывается в изображении осенней листвы деревьев, прозрачного холодного воздуха, начинающей остывать воды в озерах и реках, засыпающей перед зимой природы.
Мимо осени не проходит никто из художников – слишком уж благодатный материал она предоставляет творцу. Однако каждый из них общую для всех тему решает исходя из своей художнической индивидуальности, которая диктует особый подход в построении образа. Основу нынешней экспозиции составили произведения тверских художников, принесших осени щедрую дань. Классическими давно уже стали полотна Вячеслава Шумилова. Его натюрморты, отмеченные особым чувством, кажутся, споря с самим жанром, совершенно живыми. На одной из стен висит его изумительный «Натюрморт с клюквой», и эту ягоду очень хочется попробовать – как она на вкус, очень ли кислая? Эффект достигается здесь не столько жизнеподобием, сколько сопричастностью художника к тому, что он изображает, неподдельной заинтересованностью предметом, подаваемым так, как он есть в натуре. Николай Барсамов, учившийся у Коровина, Архипова и Касаткина, испытавший серьезное влияние московской школы живописи, в натюрмортах на первый план выносит декоративное начало. Его полотна «Кисть винограда», «Груши и сливы на зеленой тарелке», «Персики и сливы в синей вазе» показывают увлеченность автора передачей декоративных цветовых сочетаний. По этим работам видно, с каким интересом крымский художник занимается сопоставлением форм плодов, исследует их массу, фактуру, окрас.

Однако ведущим жанром, воспевающим осень, был и остается пейзаж. Николай Дочкин и Всеволод Солодов пишут свои варианты «Золотой осени», Василий Волков дает нам возможность полюбоваться «Лесными далями», уходящими к самой линии горизонта, за которыми тоже царствует бескрайняя осень. Александр Дубов словно бы подсматривает за усадьбой Знаменское-Раек, рифмуя редкие желтые листья, еще оставшиеся на деревьях, с желтым цветом усадебного дома генерала Глебова-Стрешнева. Титульный цвет времени года царствует на полотне Николая Комиссарова «Осеннее солнце», где солнца как будто бы и нет вовсе. Оно, как в стихотворении Есенина, «тихое» и уже «скатилось». Без желтого не обходится и Николай Дочкин, запечатлевший осень в Кордильерах.

Экспозицию обогащают работы известных мастеров декоративно-прикладного искусства – композиции из цветного и сульфидно-цинкового стекла, выполненные на прославленном заводе «Красный Май» художниками Анатолием Силко, Виктором Шевченко, Сергеем Коноплевым. На Конаковском фаянсовом заводе был создан декоративный комплект «Дары осени» Ота­ри Гагнидзе. Композиция «Осень» известного тверского керамиста Анатолия Камардина датируется 1980 годом и, по мнению искусствоведа картинной галереи Ольги Пиотровской, поражает спокойной гармонией непривычно простых форм, цельной росписью, вольно существующей на поверхностях предметов: «Фигуры женщин несут покой и умиротворение, каким бывают наполнены теплые дни золотой осени. Колорит построен на тонких, будто акварельных разработках голубых охристо-песочных красок». Так все произведения, представленные на выставке, не просто воспевают осень, но оказываются созвучны с нашим настроением в это время года.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
596

Возврат к списку

Россия досрочно вышла в плей-офф
Только вдумайтесь: с 1986 года наша страна на чемпионатах мира по футболу не могла пройти дальше группового этапа. И мало кто верил, что на домашнем мундиале результат окажется другим.
21.06.201813:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость