20 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Фоторепортаж 16.12.2016

Идея чистой формы

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ, "ТЖ"

Скульптуры Андрея Долженко возвращаются к зрителю.

В малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась мемориальная выставка Андрея Долженко (1946–2015). В экспозицию во­шли его скульптуры и арт-объекты, созданные в разные годы, но показывающие творчество художника в его последовательном развитии.

Неудивительно, что в советское и даже в постсоветское время творчество Андрея Долженко, работавшего в типично советской среде в провинции, оказалось, по существу, непризнанным. Непохожесть его артефактов на все то, к чему привык зритель, посещавший выставки официального искусства, вызывало не то чтобы отторжение, но непонимание. Особенность пластического языка, взгляд художника на само искусство скульптуры повлияли на то, что его идея поиска и создания чистой формы оказалась только его идеей, которую он тем не менее развивал всю свою жизнь. И только некоторые художники разделяли и понимали устремления Долженко. Среди них был, например, Борис Федоров, но он и сам увлекался формотворчеством, только делал это в стекле.

Неприятие традиционной школы, которое демонстрировал Долженко, вылилось в последовательное изучение пластического искусства иных направлений. Но и здесь скульптор оказался не таким, как все, поскольку он, чутко воспринимая новые тенденции, одновременно был независим от них. Собственно, основной вектор его творчества можно определить тремя словами – поиск новой эстетики. Именно поэтому в разные периоды, особенно ранние, художник интересовался кинетическими объектами, поп-артом, и скульптуры того времени показывают, насколько оригинальным был его взгляд. Определенную роль в формировании собственного лица сыграл тот факт, что Андрей Долженко окончил Московский авиационный институт. Обладая отлично развитым абстрактным мышлением, он создавал порой очень неожиданные версии той или иной темы. Однако как бы затейливо и замысловато она ни была реализована, в основе всех произведений скульптора лежала несюжетность (или бессюжетность). Они не изобразительны в традиционном понимании, они представляют собой отвлеченную декоративную, монументальную форму. Это точно почувствовал основоположник концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, посоветовавший Долженко больше выставляться за рубежом.

На родине его работы не находили такого отклика, какой они получили, например, во Франции. В Париже состоялись первые публичные выступления Долженко, а его живописные произведения тогда, в 1983 году, были отмечены независимой премией для советского андеграунда «Аргос».

Затем Андрей Долженко очень долго не выставлялся. Его произведения публика вновь увидела только в 1990-х годах, но это было уже другое время, более лояльное к свободному искусству. Скульптор стал намного увереннее чувствовать себя в художественной среде, и стоит сказать о том, что именно на 90-е приходится расцвет его таланта. И выставка как раз показывает, как оформлялись творческий почерк и манера Долженко. В малом зале представлены его лучшие работы. Фантазийный характер многих из них подчеркнут не столько самой формой, сколько материалом, который выбирал мастер для своих экспериментов. Он брал дерево, металл, камень, преображая их, создавая объекты неоднозначные, которые представляют собой метафору самого искусства, постичь загадки которого пытался автор, предлагая это сделать и зрителю. Некоторые его скульптуры лучше всего смотрятся не в витринах, а в воздухе – так они и выставляются теперь, знаменуя собой многозначность сотворенной формы. Особого визуального и пластического эффекта мастер добивался, совмещая разные материалы – камень, стекло, металл. Перетекание одной фактуры в другую строго выверено и семантически объемно, каждая линия здесь подчинена мысли художника, создающего «то, чего не может быть». В этом главная особенность всех его произведений, стремящихся уйти от бытовизма окружающей жизни, но являющихся прямой реакцией на жизнь, трактуемую универсальными средствами, которые предоставляет мастеру обращение к природным органическим формам.

Досье «ТЖ»

Андрей Борисович Долженко (1946–2015), российский художник, скульптор, член Союза художников России, участник Всесоюзного симпозиума скульпторов (Тверь, 1990), Международной биеннале скульптуры малых форм «Тайямура» (1997, 1999), многих выставок в Твери, Москве, Таллине, Липецке, Ярославле и др. Работы хранятся в музейных и частных собраниях.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1807

Возврат к списку

В Тверской области обсудили ход работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора
20 октября губернатор Игорь Руденя провел совещание, на котором обсуждался ход работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора в Твери. В обсуждении приняли участие Митрополит Тверской и Кашинский Савва, руководство благотворительного фонда «Собор».
20.10.201811:33
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость