16 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Транспорт 14.10.2017

И в мирное время свою профессию тверские дорожники считали боевой

Фотограф: АРХИВ ВЛАДИМИРА ШЕИНА

Разметка судьбы

Когда сегодня едешь по гладкому шоссе и уши ласкает блюз, совершенно не думаешь, что было до этой цивилизованной дороги, и уж тем более не представляешь тех, кто ее строил. А люди не жалели своего жизненного ресурса, чтобы эта дорога была сдана в срок и надежной лентой уходила вдаль. В канун профессионального праздника – Дня работника дорожного хозяйства – мы вспоминаем ветеранов этой доблестной службы, которые вытягивали страну из бездорожья, не успев сносить своих военных гимнастерок. Летучая фраза недавних солдат еще дышала грозным временем: «С платформы – в бой». Эти слова до сих пор любит повторять как девиз ветеран отрасли руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин.

Сутки прочь

Тогда, в послевоенные годы, этот девиз на дорожной стройке казался совсем не лишним. Разбитые дороги, на которых буксовали старые полуторки и разъезжались ноги путников, были похожи на закупоренные артерии живого организма. Жизнь настоятельно диктовала восстанавливать не только старые пути, но и прокладывать новые. В это трудно поверить, но поездка из Калинина в Осташков занимала около суток, а в Весьегонск — и того больше. По булыжным камням из Кувшинова в Торжок приходилось трястись несколько часов. Старожил Вышнего Волочка Клавдия Живлюк вспоминает, как на «эмке» она отправилась в село Коломно проведать больного отца. Не доезжая до пункта назначения, машина «по уши» застряла в грязи. И все это случилось на дороге, соединяющей две столицы. Что происходило в глубинке, можно только представить. На вышневолоцкой земле до сих пор вспоминают добрым словом главного дорожника района Федора Никитина, под руководством которого в короткие сроки была создана разветвленная дорожная сеть, прослужившая людям свыше 30 лет. О каждом из таких крепких мужиков можно писать книгу.

Учиться всему дорожникам приходилось с колес при острой нехватке техники и материалов. Для более слаженной работы в области было создано Управление строительства №9, куда пришли работать более 300 фронтовиков, офицеров, сержантов, солдат, уволенных в запас. Управление возглавил подполковник Иван Бруй. Вместе с ним трудились фронтовики Василий Долбов, Исаак Виттенберг и многие другие. Чуть позже в коллектив влились Владимир Бортяш и Виталий Лемешко. «Девятка» занималась реконструкцией дороги Москва – Санкт-Петербург, а затем — строительством трассы Москва – Рига, которая соединила все прилегающие к ней райцентры. Многое сделал на посту начальника этой автодороги Николай Измоденов. Это было уже в семидесятых. За первые три года объем строительства при нем вырос в три раза. Удавалось расширять до 50 километров дорожного полотна в год. На всю страну стал известен опыт команды Измоденова по созданию 100-тонных термосов-бункеров. Благодаря им на трассу почти без перерывов поставлялись асфальтобетонные смеси.

Владимир Шеин (третий слева) и его коллеги на строительстве автодороги Москва–Санкт-Петербург. Деревня Борки, 1982 год.

Главная суть портрета

В дирекции территориального дорожного фонда Тверской области есть небольшой музей, где можно увидеть портреты тех, кто занимал командные посты в дорожном строительстве послевоенных лет. Фотографии высветили в лицах главную суть: надежность, ответственность, собранность. Именно такими чертами обладали руководитель Максатихинского ДРСУ Алексей Принцев, начальник проектной конторы Иван Соколов, Герой России Николай Сальников, который после службы в Вооруженных силах долгое время работал в аппарате «Автодора», ветеран отрасли Владимир Харичев. Большой вклад в дорожное дело внесли Андрей Смирнов, Алексей Суязов, Иван Иванов, Виктор Иванов, Николай Корхов, Георгий Галкин, Арон Храпков, Иван Каменев, Владислав Куринский, Виктор Пименов, Василий Суязов. Имена, имена – всех назвать невозможно. Но одно совершенно точно: это люди с чувством достоинства и совести.

Добрую память оставил о себе Иван Соловьев. Практически все дороги Верхневолжья с 1960 года находились в ведении областного управления строительства и ремонта дорог, которое он возглавлял почти полтора десятилетия. Начальник был жесткий, но справедливый. Качество работ проверял сам. При нем внедрялись новые технологии строительства, развернулась большая стройка производственных баз и жилья для дорожников. Когда он вручал своим работникам ключи от квартир, его лицо светилось счастьем.

Первым руководителем ДСУ №1, отвечающим за содержание дорог, был Иосиф Бараховский. Он тоже оперативно, по-военному решал все злободневные вопросы. Нет щебня и битума? Будет. Если в ночную смену сломалась машина, рабочие знали, что уже утром она будет снова работать. Но все это достигалось большим напряжением сил, когда трудовой день мог перейти за полночь. Не зря же у дорожников была шутка: «У нас 7-часовой рабочий день – начинается в 7 утра и заканчивается после 7 вечера».

Есть у дороги глубина

Это сегодня дорожная отрасль имеет спецтехнику со встроенной компьютерной системой управления. Но даже и с ней в современных условиях физического труда хватает. А что говорить о тех годах, когда страна ценой неимоверных усилий залечивала раны войны? И конная тяга была в ходу, и тяжести приходилось поднимать неимоверные. В 1965 году проверяющие писали о состоянии дел в дорожном хозяйстве Максатихинского района: «Из техники на участке имеется всего лишь одна автомашина ГАЗ-51 и прицепной грейдер Д-20». В таких условиях повсеместно выручали смекалка и рационализаторские навыки. А еще — взаимовыручка и крепкая дружба, когда плечо подставляет товарищ. Как сказал один старый дорожник: «Вы привыкли ругать дорогу, и нередко есть за что. Но я смотрю на нее не так, как вы. Для меня это часть жизни. Моя дорога уходит в глубину, потому что я знаю, как трудно стелить ее полотно, одевать в одежды. И я помню, что было до нее: песок, болото, ручей, кустарник. Теперь уже нет многих моих дорогих товарищей, с кем я все это прошел своими ногами».

В туфлях-лодочках

Может быть, кому-то в масштабах области покажется скромным годовой показатель: 25 километров вновь построенных дорог. Но в пятидесятые годы можно было гордиться таким результатом. А длина капитально отремонтированных дорог составляла по региону от 400 до 500 километров. Уже к концу 1956 года дороги с твердым покрытием уходили за горизонт в общей длине на 2,2 тысячи километров. Трудно описать радость жителей окрестных сел и деревень, когда к ним впервые приходил рейсовый автобус. Есть кадры старой кинохроники, как девушка, стоя на новеньком шоссе, откинув в сторону надоевшие резиновые сапоги, отплясывает в туфлях-лодочках!

Но основная дорожная сеть тверского региона была создана уже в 70-е годы. Достижения этого периода таковы: «К концу 1975 года протяженность автодорог общего пользования в области достигла 10 тысяч километров. Из них дороги с твердым покрытием составляли 7,1 тысячи километров. Еще через пять лет дорожная сеть Верхневолжья увеличилась на 300 километров». И каждый такой километр до сих пор чувствуют ветераны: Курочкин Николай, Меренский Илья, Бортяш Владимир, Бронюк Леонид, Зорин Михаил, Казаков Сергей, Прокофьев Анатолий, Шадынин Михаил, Небольсин Юрий, Суязов Вячеслав, Морев Владимир, Анастасиади Дмитрий, Куринская Антонина.

Это недавняя наша история, но ветром времени ее уносит все дальше. Современным дорожникам уже не требуются фронтовые девизы, хотя, по большому счету, постановка новой задачи для них тоже как шаг «с платформы в бой». Лучшие коллективы помнят свои начала и не забывают ветеранов. Корневая память помогает им успешно преодолевать все сложности. К примеру, старейшее подразделение дорожного строительства – Удомельское – ведет свое начало с 1935 года. Производственный участок вырос до ремонтно-строительного управления, которое впоследствии стало основой современного предприятия ООО «Магистраль». Профессия дорожника никогда не теряла своей востребованности. Ею гордятся сегодня: Валиев Абрек, Михайлов Сергей, Гулиев Маил, Ануфриев Владимир, Кириллов Александр, Мавзютов Рафаэль, Владимиров Анатолий, Шустович Анатолий, Голубев Милан. У одного из поэтов есть строки, которые наверняка затронут сердце тех, кому близка эта тема:

Он шел по болоту,
Не глядя назад,
Он Бога не звал на подмогу,
Он просто работал,
Как русский солдат,
И выстроил эту дорогу.

Пусть ваша дорога будет счастливой!

Дорогие мои земляки, коллеги по главному делу всей жизни, поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем работника дорожного хозяйства. Ваш труд абсолютно нужен Отечеству. И оно рассчитывает на тех, кто сменил ветеранов на этом посту. Пусть у молодой команды все сложится хорошо. Без дорог нет развития. Желаю вам прежде всего здоровья, поскольку работа дорожника требует его настоятельно. Желаю вам с утра бодрого настроя на весь день, подольше оставайтесь в строю и радуйтесь жизни. Всех благ вашим близким. Пусть у вас и тех, кто с вами рядом, все будет путем!


Владимир ШЕИН,
руководитель
Дорожно-строительной
ассоциации Тверской области


Автор: Татьяна ГЕОРГИЕВА
962

Возврат к списку

Сельхозпредприятия Тверской области завершают заготовку кормов ВИДЕО
Последние дни теплой погоды животноводческие предприятия используют на уборку полей, засеянных кормовыми культурами. Заготовка собственных кормов позволяет значительно снизить расходы предприятия и сделать его продукцию гораздо более конкурентоспособной.
15.10.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость