19 Июля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 12.07.2018

Семейный ансамбль «Ыунаке» из Твери отпраздновал «Янов день» в Березовке

Фотограф: news.vtomske.ru

«Янов день», который на эстонский манер называют «Яани пяэв» – день летнего солнцестояния – тверские эстонцы отметили в далеком сибирском селе Березовка. В ночь на 24 июня там прошел национальный праздник эстонцев, в котором выступил семейный ансамбль «Ыунаке», что в переводе – «Яблочко». Этот творческий коллектив – визитная карточка тверской общественной организации «Эстонская община».

«Яблочко» докатилось до Сибири

В этом году празднование «Янова дня» в Березовке прошло в 28-й раз. За эти годы он стал брендом не только Березовки Первомайского района, но и всей Томской области. «Творческие коллективы ежегодно демонстрируют здесь все грани культурного многообразия эстонцев», – считают в Департаменте по культуре и туризму Томской области. Сам же праздник включен в Топ-200 лучших событийных проектов России и ему присвоен статус «Национальное событие 2018».

«Янов день» не случайно проходит ежегодно именно в Первомайском районе. В 19 в. в Сибирь ехали, в основном, ссыльные, в т.ч. эстонские крестьяне - участники антикрепостнических выступлений, а в конце века поехали и добровольцы – переселенцы, особенно когда начали строить Транссибирскую магистраль. Выходцы из северной Эстонии селились преимущественно в Томской губернии.

Впервые группа эстонских и финских крестьян сёл волости Яланка Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии была выслана на вечное поселение в Сибирь в 1803 году за участие в восстании против местного барона фон Унгерн Штернберга, подданного российского императора. В 1803 и 1804 году строились первые дома хутора - будущего поселения, которое в учётных документах Томской губернии именовалось как хутор Рыжково. Большинство жителей в Причулымье оказались эстонцами. Они именовали свою таёжную, богом забытую деревеньку по-своему: Касакюла  - от эстонского Kasekula, Берёзовая деревня. Первые добровольные эстонские переселенцы стали прибывать в Томскую губернию во времена Столыпинской реформы в конце XIX века. В 1902 году эстонцами — переселенцами из Вильяндинского уезда Тартусской губернии на месте бывшего хутора Касакюла официально была образована деревня Берёзовка. 

Так на правом берегу Чулыма появилась «Березовская деревня» (ныне село Березовка), где живут и ежегодно празднуют «Яани пяэв» потомки тех, еще царских времен, переселенцев.

В этой деревне к сохранению традиций эстонцы до сих пор относятся очень бережно. Сейчас в деревне проживают  около 100 эстонцев, а это примерно 1/3 жителей деревни. Они пытаются сохранять свою культуру и язык. Село Березовка верна хуторским традициям. Село очень просторное. Все дома в селе стоят как отдельные хутора. Забор от забора – далеко. Дворы просторные – в них умещаются и сарай, и гараж, и полянка с цветами. Сзади дома - огород

В Березовке «яблочки» жили у свекрови Богенс Людмилы Карловны – руководителя местного Дома культуры, одного из организаторов праздника. Домик сибирской эстонки был именно эстонским: беленые стены, беленый потолок, минимум мебели, расшитое покрывало на кроватях, на подушках - очень красивая вышивка. Места в доме мало, посередине домика - глинобитная печка, которой отапливается весь дом – все, как было когда-то. С дороги тверским гостям хозяйка натопила баньку, которая, как и у нас, расположилась за домиком.

Сама же эстонка оказалась очень общительной и приветливой бабушкой. Она очень  дружелюбно встретила тверских гостей, было очень приятно находиться в ее домике, который будто переносит в 19 век, в жизнь эстонцев, переселившихся в Сибирь более 100 лет назад. С ней очень приятно было разговаривать. На русском языке, но с эстонским акцентом. А вот  со своими родными и близкими бабушка-эстонка разговаривает и на эстонском и русском. Интересно, что со своей дочерью свекровь Людмилы Карловны разговаривает на эстонском языке, а вот сыну она говорит на эстонском – а он ей отвечает по-русски.

В Березовке есть очень интересное место – праздничная поляна. Это как раз то место, где березовские эстонцы ежегодно устраивают «Янову ночь». Когда «яблочки» приехали на эту поляну, она их поразила. Там устроен еще один кусочек Эстонии. Главное здание – рига. Рига - это домик, который поделен на две части, со сквозным входом посередине. Откуда можно попасть в одну половину жилую или  перейти в половину хозяйственную. Рядом с ригой - живописный большой ров, через который перекинут мостик, весь увешанный цветами и фонариками - вечером очень красиво! У риги - плетень, колодец - журавль, качели, на которых по эстонским традициям Яновой ночи могут кататься по 15 человек. Неподалеку еще два домика, где в дальнейшем планируют принимать высоких гостей.

На этой поляне и развернулся праздник, ради которого тверские эстонцы пролетели и проехали 6,5 тысяч километров.

«Янов день» национальный эстонский праздник, в Эстонии это нерабочий день. «Янов день» - день летнего солнцестояния, самый длинный день и самая короткая ночь в году. Этим праздником эстонцы отмечают окончание весенней посевной. Переезд за тысячи километров от Родины и соседство с другой культурой не помешали березовским эстонцам сохранить традицию празднования Янова дня. Более того, соседи-русские сами изменили свои привычки из-за праздника. Например, в Янов день у эстонцев всегда был выходной — не пахали поля, не выводили скот, а русские тоже не выводили скот, так как знали — пастух отдыхает.

Янов день традиционно отмечается на природе. Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей восходящего солнца. Считалось, что в Иванову ночь нельзя ложиться спать до самого рассвета, тогда весь год будет удачным. Кульминация праздника - большой праздничный костер, вокруг которого водят хоровод. Разжигание костров, возможно, — главная традиция Янова дня. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Древние эстонцы считали, что огонь имеет очищающую силу, в нем сгорает все плохое, грязное и отжившее. Костер символизирует победу света над тьмой и призван «помочь» Солнцу одолеть верхушку неба. Поэтому костер старались сделать как можно больше, чтобы огонь был ближе к солнцу, которое он сможет поприветствовать утром.