18 Апреля 2019
16+

PDA-версия
дней:
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 26.03.2019

Баховский фестиваль в Твери начался мировой премьерой

В день рождения Баха, 21 марта, в концертном зале Тверской академической филармонии состоялось торжественное открытие XXVII Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Скандинавское эхо романтизма

Основу программы составили сочинения норвежского композитора Мартина Ромберга, два из которых никогда не звучали в Твери. Но самая главная интрига вечера заключалась в третьем произведении Ромберга – «Flores Malum» для кларнета и камерного оркестра. До нынешней недели оно не исполнялось ни в одном из существующих на Земле концертном зале. На мировой премьере «Цветов зла» – так с латыни дословно переводится «Flores Malum» – побывал корреспондент «ТЖ».

Произведения Мартина Ромберга участники концерта – филармонический камерный оркестр «Российская камерата» и аккордеонистка Мария Власова – уже играли в Москве на фестивале «Рандеву» в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В частности, симфоническую поэму Ramayan 3392 для аккордеона и камерного оркестра с духовыми. Однако вряд ли кто-то из тверских меломанов в 2017 году слушал в музее эту дивной красоты вещь. Впрочем, в том, что она в самом деле дивная, только предстояло убедиться, и слушатели внимательно изучали программку церемонии открытия, которая извещала не только о том, что Мартин Ромберг – это один из самых активных оркестровых композиторов своего поколения в Скандинавии, но и о том, что проект проходит при участии Посольства Королевства Норвегии в России. В это же время маэстро Ромберг признавался вашему корреспонденту в том, что для европейцев Тверь – город, о котором никто практически не говорит. «Я приехал сюда, не имея никакой информации, но готовый к знакомству. То, что я нашел, – это маленький город с великолепными музыкантами, с прекрасной архитектурой».

Однако, пожалуй, больше всего тронула маэстро не тверская архитектура, а то, что в одном концерте сегодня собирались исполнить сразу три его произведения. Такого в его музыкальной практике еще не было. Андрей Кружков, художественный руководитель и главный дирижер филармонии, говорит, что желание исполнить в Твери сочинения Мартина Ромберга у него возникло сразу же после выступления в Москве. И это свершилось. Композитор написал специально для Баховского фестиваля главный номер открытия – медитативную пьесу «Flores Malum» с совершенно изумительной, вызывающей мурашки партией кларнета (солировал Евгений Варавко) и плотно скроенной, логичной и убедительной оркестровой тканью, в которой привлекала прежде всего фактурность образов и метафоричность смыслов. За 17 минут нужно было успеть и хорошенько расслушать мелодию, которая буквально затягивала, и попытаться определить, какие из трех стихотворений Шарля Бодлера из сборника «Цветы зла» композитор использовал, и услышать, каким образом Ромберг воплотил популярную среди композиторов тему B-A-C-H, то есть собственно баховскую тему.

Не меньше интриговала «Песня Одина о рунах», исполненная хором «Русский партес» на древнеисландском языке. И это был второй (а по порядку исполнения первый) пример неизвестного, которое становится известным и тут же присваивается слушателем как понравившееся. Подобная участь предсказуемо постигла и Ramayan 3392, в финале которой зал разразился бешеной овацией, с которой смог справиться лишь сам Мартин Ромберг, вышедший на сцену со словами благодарности. К этому моменту все уже успели забыть первое отделение, где Ярослав Кострыкин (фагот), Евгений Варавко и Мария Власова исполняли тончайшие камерные вещи, в том числе – впервые – Duet-concertino для кларнета, фагота и камерного оркестра Штрауса. Требуется повторить! Бис!
Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
941
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость