16 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 07.08.2018

Андрей Цуркан: Наставничество – процесс многоступенчатый

Фотограф: АРХИВ ТВЕРСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ КОНЯЕВА

Пожалуй, самым важным социальным институтом является наставничество. Эта издавна сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу позволяет осуществлять преемственность поколений. Молодые, только вступающие в жизнь люди не могут обойтись без напутствий, профессиональных знаний тех, кто перешагнул порог зрелости.

Искусство управлять и искусство воспитывать

Андрей Цуркан, заслуженный учитель школы Российской Федерации, обладатель нагрудных знаков «Почетный работник среднего профессио-нального образования Российской Федерации», «За заслуги в развитии Тверской области», «Крест святого Михаила Тверского» и других наград, – человек, за плечами которого более 40 лет педагогического стажа. Многим профессионалам, и студентам, и руководителям учреждений, он помог состояться.

Чтобы полнее охватить сферу деятельности Андрея Александровича, будет уместно процитировать Иммануила Канта: «Два человеческих изоб-ретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Директор колледжа имени Коняева, председатель совета директоров учреждений профес-сионального образования Тверской области, Андрей Александрович всю жизнь занимается этими «изобретениями» и вполне ими овладел.

Сегодня он рассказывает о разных сторонах уникальной системы передачи знаний.

– Андрей Александрович, в последнее время ваши студенты стали активнее участвовать в профессиональных конкурсах. Какова роль этих соревнований в формировании будущих специалистов?

– Роль профессиональных конкурсов мастерства, которые проходят в системе среднего специального образования, переоценить невозможно. Они позволяют оценить уровень качества в подготовке специалистов, его пригодность к дальнейшей деятельности. Появились они не вчера, устраивались и в советское время, но если говорить о новшествах, то речь прежде всего пойдет о WorldSkills. Ценность этого конкурса, который осенью состоится в Тверской области в четвертый раз, заключается в том, что все профессиональные достижения внедряются в образовательный процесс. И если раньше в нем участвовали только избранные, лучшие из лучших, то на сегодняшнее время наша задача сделать так, чтобы практически каждый студент умел выполнять качественную работу по стандартам WorldSkills.

Не могу не сказать и о конкурсе строителей, в котором наш совет директоров традиционно принимает участие. Колледж имени Коняева совместно с ассоциацией «Саморегулируемая организация «Тверское объединение строителей», возглавляемой Сардаром Абдуллаевым, привлекает к его проведению не только опытных профессионалов, но и наших студентов – штукатуров, каменщиков, сварщиков. Ценно, что работы проходят непосредственно на рабочих объектах, и таким образом вносится, пусть небольшой, вклад в реальное строительство.

– Система наставничества наиболее востребована в системе среднего профессионального образования. Не так ли?

– Да, в отличие от высшего образования среднее профессиональное требует практических навыков, а их можно приобрести только под руководством наставников. И здесь, конечно, на первое место выходит личность преподавателя и мастера производственного обучения – тех, кто реально готовит студента к этим соревнованиям. От их мастерства и компетентности зависит результат выступлений студентов. Роль их чрезвычайно высока. Это, как правило, высокопрофессиональные специалисты, которые в последнее время активно повышают свою квалификацию в системе WorldSkills. Организация помогает быть в курсе современных технологий и для этого по всей России проводит переподготовку мастеров производственного обучения, причем, что немаловажно, бесплатно.

– А кто помогает директорам учебных заведений?

– Наставничество осуществляется на всех уровнях. Совет директоров учреждений профессионального образования охватывает все организации, независимо от их ведомственности и подчиненности, – медицины, культуры, промышленности, и региональные, и федеральные, не относящиеся к министерству образования. Всего у нас в области 55 средних профессиональных учебных заведений, там учатся 25 тысяч студентов, работают порядка 3 тысяч преподавателей. Наш совет помогает людям, которые становятся во главе колледжа или профессионального лицея, в решении самых разнообразных вопросов. Ведь молодой руководитель сталкивается с массой проблем учебного, методического, организационного характера. Здесь важны добрый совет, сделанная вовремя подсказка.

– Получается многоступенчатость: вы воспитываете руководителей, они – преподавателей, те в свою очередь – студентов.

– В эту цепочку надо включить наших партнеров – предприятия. На «Волжском пекаре», например, хорошо работает система наставничества. От того, как студентов примут на практике, зависит очень многое. Надо понимать, что сюда идут не только пекари и формовщики теста. Это большое предприятие, где востребованы также специалисты по автоматизации технологических процессов, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, электрики, станочники и многие другие профессионалы.

Идут ребята на практику и работу и на Тверской экскаваторный завод, и на ДСК, которые успешно взаимодействуют с нашими учебными заведениями. Это стало возможным благодаря Николаю Пашуеву, который возглавляет совет руководителей промышленных предприятий Твери. Они все более охотно принимают молодых людей на практику, потому что эта заинтересованность взаимная. Наивно ждать появления готового специалиста – без помощи предприятия вырастить нужного профессионала, удовлетворяющего все требования производства, невозможно. Так делается во всем мире.

– Среди преподавателей, насколько я знаю, особенно много людей, которые, несмотря на свой возраст, остаются активными и работоспособными. В них нуждаются коллеги, их любят студенты...

– Да, значительная часть преподавателей и мастеров производственного обучения, перешагнув пенсионный барьер, продолжают работать. Собственно, как и я сам. В нашей системе, как нигде, чрезвычайно важен опыт, который, как известно, приходит с годами.

– Кто был вашим наставником?

– Когда я учился в 6-й школе, значимую роль в формировании меня как человека оказал преподаватель литературы Николай Николаевич Лулаков. Он учил Андрея Дементьева, знал Бориса Полевого, я их встречал на школьных вечерах. И хотя потом я выбрал инженерную специальность, благодарен своему педагогу за то, что он привил мне любовь к литературе и искусству.

В Тверском политехническом институте, где я учился на механическом факультете, большое влияние на меня оказал замечательный человек профессор Михаил Васильевич Мурашов. Преподаватель кафедры торфяных машин и оборудования, он много дал мне как специалисту. А также декан факультета, почетный житель города Твери Павел Федорович Анисимов, с которым дружили мои родители. Эти прекрасные, интеллигентные, высокоэрудированные люди, не замыкающиеся на профессиональных вопросах, помогли мне стать нормальным человеком.

На домостроительном комбинате, куда я пришел по распределению, помогли мне состояться в профессиональном отношении директор комбината Зиновий Исаакович Тальинский, его преемник Евгений Александрович Воротников, а также начальник ремонтно-механического цеха Анатолий Арсеньевич Иванов. Он помогал мне, молодому инженеру, вводил в курс дела, и его я тоже считаю своим наставником.

Когда через пять лет пришел в Калининский строительный техникум, мне весьма пригодился практический опыт, приобретенный во время работы на производстве. Я преподавал специальные дисциплины, а в 1989 году был выбран на должность директора. Вообще, я в системе образования с 1977 года.

– Кто для вас был самым главным учителем?

– Конечно, родители. Я состоялся благодаря им. Выпускником Московского торфяного института в 1941 году папа ушел в армию, боевое крещение принял под Ржевом в 1942 году. После войны вернулся в институт, окончил аспирантуру, защитил диссертацию, долгое время заведовал кафедрой «Детали машин», был проректором по учебной работе. В 1958 году институт переехал в Тверь, а с ним и наша семья. Сейчас я понимаю, что оставить столицу ради провинции – своеобразный гражданский подвиг. Не так давно в политехническом университете прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения человека, который отдал этому вузу всю жизнь. Большое влияние на мое формирование оказала мама. Она была доцентом кафедры педагогики Калининского педагогического института, потом – Тверского университета.

– Они говорили вам, что надо делать, а что – не стоит?

– Они учили не столько словами, сколько примером, которому я хотел следовать.
Автор: Марина БУРЦЕВА
282

Возврат к списку

В Сандово прошел традиционный фестиваль меда ВИДЕО
Любители этого природного деликатеса съехались в Сандово уже в шестой раз. Как всегда, были выбраны победители в номинации "Лучший мед-2018". Кроме того, гостям фестиваля представили все разнообразие лекарственных трав, произрастающих в Тверской области.
16.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость