10 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 04.12.2018

Андрей Коновалов – об арабской сказке, опере и «Морфии»

Фотограф: ТВЕРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

Совсем скоро в репертуаре Тверской филармонии появится музыкальный спектакль «Волшебная лампа Аладдина». Ставит его лауреат премии губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства, режиссер Андрей Коновалов. Премьера намечена на середину декабря, а в январе эта постановка станет одним из главных новогодних хитов.

Актеру нужен режиссер

Андрей Коновалов

– Андрей Петрович, это же не первый ваш спектакль в филармонии?

– Совершенно верно. В прошлом году состоялась премьера мюзикла «Дюймовочка». «Аладдин» заявлен как «музыкальная сказка», поэтому это работа более сложная, она крупнее по масштабу, в ней больше драматического текста и драматической игры.

– «Дюймовочка» была принята слушателями очень хорошо. Чем удивите в «Аладдине»?

– Дети увидят не совсем ту сказку, которую они знают по диснеевскому мультфильму. За основу мы взяли советский фильм, снятый в 1968 году. Мне больше нравится наша экранизация, поскольку она рассказывает о любви, о семейных ценностях, и думаю, это будет интересно и детям, и взрослым, ведь музыкальная сказка предназначена для семейного просмотра.

– Кто пишет музыку к «Аладдину»?

– Уже второй раз я сотрудничаю с тверским композитором, артистом-вокалистом филармонии Сергеем Левиным, и считаю, что у нас с ним сложился довольно удачный тандем. Сценарий писала режиссер и актриса Театра юного зрителя Галина Сергеева. Тексты песен принадлежат Татьяне Левиной, супруге Сергея. Танцы ставит балетмейстер Елизавета Земляная.

– Полагаю, вы хотите не просто развлечь зрителя, но еще и сказать ему что-то важное?

– А как же, без этого нельзя! Мы хотим сказать, что любые чудеса творит не волшебная лампа, не джинн, который в ней, не щука, как это происходит в русских народных сказках… Чудеса творят любовь, сострадание, умение слушать человека, который находится рядом с тобой. Для меня смысловая составляющая очень важна. Сейчас, к сожалению, так складывается театральная жизнь, что режиссеры много внимания уделяют форме, а не содержанию. Ты видишь на сцене шикарные костюмы, декорации, сценографию, великолепный свет, мультимедиа, а актерской игры нет. Зритель для чего приходит в театр? Что мы стали забывать в погоне за яркой картинкой? Живой актерский голос. Если артист говорит в микрофон, то это уже совсем не тот звук, значит, надо работать над сценической речью. Многие постоянно ходят в театр на своего любимого актера, а если он будет всегда одинаков, то зритель потеряет к нему интерес. Высший пилотаж, когда ты понимаешь: этого человека в спектакле невозможно заменить.

– Если с драматическими артистами могут быть такие проблемы, то с вокалистами…

– Вообще среди артистов драматических театров несправедливо принято считать, что музыкальный театр – легкий жанр. На самом деле это неправильно. Одно дело выйти на сцену и сыграть драматический кусочек или даже целый спектакль – и другое дело и сыграть, и спеть, и станцевать. В нашей сказке я прошу от исполнителей небольшого акцента – для придания соответствующего колорита, а соединить академический вокал и акцент – это тоже высший пилотаж.

– Акцент вам понадобился для создания атмосферы Востока?

– Конечно! Поэтому и спектакль у нас начинается с большого восточного базара – фрукты, ткани и т.д. Как без этого? Раз уж мы взялись, то надо свою работу делать честно.

– Андрей Петрович, кроме музыкальных спектаклей вы ставили и оперетты, и оперу – в Тверском музыкальном колледже имени Мусоргского.

– Работать в колледж я пришел по приглашению заслуженного артиста России, актера ТЮЗа Александра Романова, за что я ему благодарен, поскольку это в какой-то степени поменяло мою жизнь. Сначала я был педагогом по сценическому движению, а потом руководитель вокального отделения Марина Нурматова предложила мне заняться актерским мастерством со студентами. Подумав, я не стал отказываться. За время, что я работаю в колледже, мы поставили мюзиклы «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Чиполлино» Родари, оперетту «Летучая мышь» Штрауса, были музыкальные пародии «Музыкальные коктейль» и опера Чайковского «Евгений Онегин». В планах поставить «Бабий бунт» Евгения Птичкина и выпустить программу к 8 Марта, которая дополнит наши традиционные концерты к 23 февраля и 9 Мая.

– А как назывался ваш первый спектакль?

– Впервые как режиссер я начал работать над «Последней попыткой» Михаила Задорнова. Это было в Борисоглебске, там же я поставил детский мюзикл «Золотой цыпленок», программу к Дню Победы на стихи Юрия Визбора.

– По первому образованию вы артист театра и кино. Как вы пришли в профессию?

– Все очень просто. Я артист в третьем поколении. Мои родители окончили ГИТИС в Москве, затем папа служил на Дальнем Востоке в военном театре, потом перебрались на Северный Кавказ. Артистом вспомогательного состава я начал выходить на сцену довольно рано, с четвертого класса. Одна из первых работ – сложнейшая роль в спектакле «Берег» по Юрию Бондареву, где я играл Курта, брата главной героини, и играть мне пришлось на немецком языке! Бабушка же моя – профессиональная балерина, дедушка – профессиональный актер. Родители до сих пор продолжают служить в театре, и наша актерская династия – самая большая в Липецкой области, потому что мой родной брат тоже актер, его жена – актриса театра кукол. Моя супруга – Галина Сергеева – актриса Тверского ТЮЗа.

– Это династическое актерское чувство помогает?

– Да, но и создает проблемы.

– Почему?

– Я, наверное, динозавр, вымирающий вид. Я очень люблю Станиславского, а сейчас очень модно его ругать. Особенно этим грешат новоиспеченные режиссеры, которые приходят в театр. Знаете в чем парадокс? В том, что эти режиссеры не читали Станиславского! А, согласитесь, чтобы что-то отвергать, надо это сначала изучить. Самое интересное, что отвергатели все равно пользуются языком Станиславского, и это только доказывает: ничего лучше не придумано. Люди пытаются свою бездарность оправдать так называемой «новой режиссурой», и меня коробит от этого. Мне сложнее идти с такими людьми на контакт, работать. Когда идет творческий процесс, должно быть полное взаимопонимание между актером и режиссером, они должны доверять друг другу. Причем больше всего мне по душе сам процесс.

– То есть не премьера?

– Именно процесс, репетиции, поиски. Почему я назвал себя динозавром? Мне нравится в актере «копаться». Артисту нужно, чтобы им занимались. Печально, когда постановщик отдает все на откуп исполнителю. А он же хочет развиваться, хочет стать мастером. Именно поэтому актеры часто подолгу ищут своего режиссера, который им поверит. Режиссера, особенно главного режиссера театра, можно сравнить с камертоном: вот это можно, вот это приемлемо, а это – нет. И почти повсеместную ныне тенденцию, когда в театрах нет главного режиссера, я считаю пагубной. Актеры в такой ситуации оказываются, увы, брошенными. Приглашать постановщиков тоже надо, потому что это дает опыт работы в разных школах. Например, Роман Феодори ставил в ТЮЗе два спектакля – «Фауст. Первый опыт» и «Тартюф» – и пользовался системой Мейерхольда.

– Вам что ближе – классика или современная драматургия?

– Классика, безусловно, новых хороших пьес очень мало.

– Именно поэтому в Вышневолоцком драматическом театре вы ставили «Морфий» Булгакова?

– Булгаков – один из моих любимых писателей. В «Морфии» он поднимает очень интересную тему, которая не так часто, может быть, поднимается, в том числе и в театре, – тему наркомании. В этот спектакль я постарался вложить всю душу. Когда мы поняли, что он получается камерным и его нельзя играть на большую аудиторию, то мы по согласованию с дирекцией театра восстановили своими силами малую сцену, и «Морфий» шел именно там.

– Андрей Петрович, предлагаю вернуться к началу нашего разговора. Когда мы увидим «Волшебную лампу Аладдина»?

– Премьера состоится уже в середине декабря: сначала спектакль увидят школьники, именно для них мы и будем его играть. Спектакль можно будет увидеть и в новогодние каникулы – со 2-го по 8 января. Будем рады видеть всех в зале филармонии!
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
354
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость