23 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 05.04.2018

Актер Тверского ТЮЗа Александр Романов: «В театр приходят не за славой»

Фотограф: АРХИВ ТВЕРСКОГО ТЮЗА

Тверской ТЮЗ на днях вернулся из Могилева, с XІII Международного молодежного театрального форума, где спектакль «Пустота» по итогам зрительского голосования занял второе место. Успех постановки разделяет и Александр Романов, который сыграл в ней небольшую, но яркую роль. А недавно в ТЮЗе состоялась премьера – «Сны о кошках и мышах», где он воплотил центральный образ пьесы. Кроме того, в 2018 году исполняется 30 лет его работы на этой сцене.

Ведьма Агнесса Борисовна, или Зачем ребенку игрушка

– Александр Борисович, поздравляю вас с такими замечательными событиями.

– Да, 30 лет… Когда я поступал сюда, при главном режиссере Сергее Кузьмине, был театр юного зрителя, который потом стал называться театром для детей и молодежи. Поскольку его не занесли в реестр российских театров и не были выполнены какие-то формальности, вернулись к прежнему названию. На репертуаре это никак не отразилось, он всегда работал и для детей, и для взрослых.

Александр Романов

– Над чем еще вы трудились в этом сезоне?

– Сыграл Глостера в «Короле Лире», по просьбе директора театра Александра Бахарева поставил выездной спектакль «Загадка курочки Рябы» по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачева. На мой взгляд, постановка вышла занятной, с минимумом декораций и максимумом актерской игры.

– Неожиданно много откликов получили «Сны о кошках и мышах», спектакль-сновидение по мотивам уэльских сказок и пособиям по воспитанию животных и детей.

– Пьесу написала и поставила Вероника Вигг, русский режиссер, большую половину жизни прожившая в Лондоне. Это ее первая постановка в России.

– Много лет назад вы сыграли смешной женский персонаж – Сову на умопомрачительных каблуках. А здесь – такую злобную тетку…

– И в спектакле «Все окей», и в «Снах» я не думал о том, чтобы сыграть женщину – такой задачи не было. Бывшая няня Агнесса Борисовна – не женщина, не мужчина, это – ведьма! В детстве ей все запрещали: «Агнесса, не ешь сладкого, ты и так толстая! Агнесса, не мешай взрослым, займись уроками!»

Вероника Вигг перевела на русский язык правила воспитания детей, принятые в викторианскую эпоху. Вот практически дословный текст: «Родители должны как можно меньше ласкать, обнимать и целовать ребенка. Чрезмерное внимание к нему – лишняя трата времени. Лишнее прикосновение к ребенку может стать причиной его избалованности. Если он плачет ночью, выясните, что ему нужно. Поговорите с ним и дайте понять, что надо перестать плакать. Если ребенок не успокоится, переверните его и задайте ему хорошую порку. Повторите в случае необходимости. Никаких поцелуев в щеку, никаких объятий. Можно прикоснуться ко лбу ребенка перед сном, а утром дружески пожать ему руку. С трех месяцев – суп из печени». Именно так няня Агнесса Борисовна воспитывала детей до того, как стала ведьмой.

– Из ребенка, с которым так обращались, вырастает Агнесса Борисовна...

– Да, такой вот монстр. Она ненавидит игрушки, которых была лишена в детстве. Она мстит детям, усыпляет их с помощью поющих мышей.

– В анонсе написано «6+», но маленьким детям, наверное, сложно понять спектакль?

– Шестилетним, пожалуй, его еще рано смотреть. Но дети смотрят его с большим вниманием. Артисты играют в зале, зрители же сидят на сцене. Они совсем рядом, и я вижу их реакцию: как ребенок в какой-то момент начинает прижиматься к маме, но не плачет, потому что мы играем добрый спектакль. Одна зрительница подошла после представления, поблагодарила и сказала, что сейчас купит своим детям коробку конфет. Вероника говорит, что главное для нее в этой постановке – милосердие, не только к детям, но и к мышам, и кошкам, и взрослым людям.

– И к Агнессе?

– Моя задача – понять и оправдать эту ведьму. Глупо, работая над образом отрицательного персонажа, который, как известно, играть интереснее, шаржировать его. По Станиславскому, играя злого, ищи, где он добрый, больного – где он здоров и так далее. Агнесса – одинокий человек, мотается по разным городам со своими мышами. Она не приносит людям радость, только зло, а это съедает человека.

– Вам ее жаль?

– Очень. Она мечтала о большом доме, о куклах, хотела носить красный бант. Ходит тихонько, согнувшись, мелкими шажками. В финале спектакля, конечно, оптимистичном, она получает пальтишко и маленькую детскую кровать, а дети, которых она усыпила, просыпаются. Победить зло можно, не прибегая к его методам.

– Вы ведете актерские курсы в колледже культуры и в музыкальном колледже. Наверное, тяжело?

– Жаловаться нельзя. А когда приезжают такие люди, как Вероника Вигг, хочется свернуть горы. Студенты тоже дают много сил. К сожалению, в музыкальном колледже набора уже нет, в следующем году будет последний выпуск. Нынешние мои студенты в колледже культуры, первокурсники, уже участвовали в театральной лаборатории, которая проходила у нас в ТЮЗе, – кто в массовке, кто получил роли со словами. Они заняты в «Щелкунчике».

Для студентов все сложилось удачно: они сразу пригодились в театре. Мальчишки из прошлого выпуска ушли в армию. Рома Клоков, он служит в Твери, играет в нашем театре. Его и еще одну девочку пригласили в труппу. Ребят готовы были взять театры Кимр и Вышнего Волочка, но они ищут себе лучшее место, как они его себе представляют. Это, конечно, хорошо, но поработать в периферийном театре, хотя бы сезон-два, им было бы полезно, тем более что возраст позволяет. И на актерское отделение вуза, если соберутся, еще можно будет поступить.

– Опыт – это самое главное?

– На самом деле профессионализм мешает. Когда я учился в институте, к нам на курс приходила Алиса Фрейндлих. Помню ее слова: «Чем больше играю, тем тяжелее». Тогда я не понимал, о чем она говорит.

С годами к актеру приходит опыт, он сыграл много ролей, приобрел навык, но вместе с этим теряет наивное восприятие. Можно воспользоваться своими наработанными штампами, но где взять эту непосредственность, как вернуть себе ощущение, как будто ты проживаешь что-то на сцене в первый раз? Ведь нельзя все, что приобрел, стереть, нажав кнопку Delete. Сейчас я очень понимаю Алису Бруновну.

Хочется играть то, что не играл никогда, другой характер, другого человека. Ведьмы-няни, например, у меня раньше не было. Каждый актер скажет, что хотел бы сыграть того или другого персонажа. В любом случае очень много зависит от режиссера, от того, как он видит этот конкретный образ, почему именно тебе дал эту роль. Еще осталось такое понятие, как роль на сопротивление. Например, Товстоногов в свое время поручил играть Осипа интеллектуалу Сергею Юрскому. Басилашвили – Хлестаков, Юрский его слуга. Потому и получился потрясающий спектакль, что удалось соединить несоединимое.

– Недавно в ТЮЗе в последний раз сыграли «Забыть Герострата!». Жаль этот прекрасный спектакль, как почти все, которые когда-то списывают.

– Что ж, надо смотреть вперед, к этому обязывает профессия актера. Театр – это все-таки не только храм искусства, но и производство, и если негде хранить декорации… С другой стороны, обидно. Жаль «Кабалу святош», я обожал роль Людовика, «Трехгрошовую оперу»…

– «Самоубийцу»...

– Подсекальников – одна из самых любимых ролей. Но все-таки спектакли уходят вовремя, и жить воспоминаниями нет смысла. Что касается меня, то главным всегда была репетиция, этот процесс поисков. Бывает, наступает момент, когда ты что-то придумал, что-то понял и нашел, тогда, ошарашенный, говоришь: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». А спектакль – продукт конечный, пока ты играешь, тебя помнят, стоит только уйти со сцены, тут же вычеркнут. Это жизнь. Актер знает, куда шел, для чего работает. Если за славой, так ее нет.
Автор: Марина БУРЦЕВА
771

Возврат к списку

Прошли съемки очередного выпуска проекта «Вечер в РИА»
В итальянском ресторане La Grottа состоялся очередной «Вечер в РИА», на этот раз посвященный чтению, книгам и месту литературы в нашей жизни. «Вечер в РИА» был приурочен к книжному фестивалю «Тверской переплет», который проходил в эти дни.
22.10.201811:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость