22 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Рубрики
К началу
Новости дня
Гордость земли Тверской 29.06.2017

Актер Тверского академического театра драмы Константин Юченков: каждый день проживая разные судьбы

Фотограф: Архив ТАТД

Роли значительные, артист первостатейный

Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что вся его жизнь – театр. Он родился в актерской семье, с малых лет впитывая атмосферу сцены. С малых лет – это вовсе не метафора, а самая что ни на есть правда: из роддома будущего народного артиста, актера Тверского академического театра драмы Константина Юченкова родители-артисты привезли буквально в театр. Какой у него был выбор? Впрочем, он все-таки был: в детстве Константин Глебович мечтал стать спортивным врачом. Во время одной из наших бесед он, однако, признался: «Не думаю, что у меня это получилось бы хорошо»…

В ГИТИС с первого раза

На стенах гримерки Константина Глебовича – его фотографии. Вот он в роли Мурзавецкого, вот в роли Дениса Давыдова, рядом – афиша спектакля «Маскарад», где он играет Арбенина. Только в Твери он исполнил 85 ролей! Впервые же Юченков вышел на сцену в роли… девочки в спектакле «Тайна черного озера», ему было шесть лет.

Театр вошел в его жизнь естественно и логично. К поступлению родители-артисты юношу не готовили, единственное – попросили Веру Ефремову, тогда главного режиссера Калужского драмтеатра, послушать сына. Репетицию экзамена в соседней комнате слушала мама Веры Андреевны замечательная актриса Анна Павловна Веровская. Она сказала: «Верочка, по-моему, мальчику нужно поступать!»

Константин Глебович рассказывает:

– В 1964 году, когда мы переехали из Симферополя в Калугу, все в городе были увлечены математикой и физикой. Конечно, Циолковский, Гагарин, космос! Точные науки мне не давались, и единственным местом, где я чувствовал себя спокойно и радостно, был театр. После школы я приходил смотреть репетиции спектакля «Иду на грозу» Гранина, который ставила Вера Андреевна. И мне это так понравилось, это было отлично от того, что он видел в Симферопольском театре, чувствовалось новаторство и в форме, и подходе. И я все для себя решил.

В ГИТИС поступил с первого раза. «Почему меня взяли, не знаю, – говорит Константин Глебович. – Все в комиссии, кроме Григория Григорьевича Конского, который стал потом руководителем нашего курса, были против, включая великую артистку Ольгу Николаевну Андровскую. Да и читал я, думаю, плохо».

Первые полгода было сложно – Юченков не мог избавиться от зажатости, стеснительности, которая отчасти сохранилась и тогда, когда он стал работать в Ульяновском драмтеатре, в труппе Ефремовой. Помогла сказка – именно в детской постановке молодой артист ощутил полную свободу и раскрепощенность. Преображение заметили, и в жизни Юченкова появился Иван Петрович («Униженные и оскорбленные» Достоевского), Андрей («Лошадь Пржевальского» Шатрова), Бусыгин («Старший сын» Вампилова), Бир («Потоп» Бергера), Вано («Не беспокойся, мама» Думбадзе) и др. Роли все весьма значительные, не каждый молодой артист может рассчитывать на них в начале карьеры. Удача или работоспособность? На этот вопрос Константин Юченков скромно отвечает: «Наверное, везло. В труппе было очень много молодежи, так что конкуренция присутствовала».

Конечно, свои первые самостоятельные работы на сцене Константин Глебович обсуждал с родителями. «Отец – народный артист Глеб Юченков – был актер первостатейный, разноплановый, долгое время играл Ленина, а плохому артисту в то время эту роль не доверяли. На заре своей «ленинианы» он встречался с Крупской… Мама – артистка Ирина Браун – была яркой острохарактерной актрисой», – говорит Юченков.

Музыка ролей

В Ульяновске он познакомился с Ириной Андриановой. Вместе они играли в «Лошади Пржевальского». Вспыхнуло чувство, причем не только на сцене, как это было прописано в тексте, но и в жизни. Вместе работали в Таллинском драматическом театре, очень успешно. А потом в их судьбе появилась Тверь. Став главным режиссером театра драмы, Вера Ефремова пригласила в труппу талантливых артистов, и в 1974 году они приехали в город на Волге. Ирина Андрианова сыграла в знаковом для Твери спектакле «Любовь под вязами» О’Нила, в постановке «Золото» Полевого. Константин Юченков тоже был занят в этих постановках: «Помогал Ире». Спектаклем «Волки и овцы» Островского, где ему поручили роль Мурзавецкого, театр открывался после реконструкции. В числе других работ артиста нельзя не назвать «Вишневый сад» Чехова, долгое время не сходивший с подмостков, выдержавший четыре редакции. Юченков начинал в этом спектакле с «массовки», потом дорос до Прохожего, затем Вера Ефремова распределила его на роль Епиходова. В последней редакции играл Лопахина.

Театралам хорошо известны другие работы нашего героя. Его, так же как и его отца, можно смело называть артистом первостатейным. Сам Константин Глебович особенно выделяет роль Арбенина. «Не мог даже предположить, что сыграю такую драматическую роль, потому что никогда не считал себя трагическим артистом», – признается Юченков и вспоминает случай из своей студенческой жизни. На третьем курсе они репетировали «Три сестры» Чехова, будущий дипломный спектакль, и Григорий Конский заметил своему ученику: «Слушай, нам с тобой, характерным артистам, режиссер музыку не запустит, нам нужно самим сыграть». То, что учитель назвал его, еще студента, артистом, да еще сказал «нам с тобой», было бальзамом на сердце... Впрочем, ограничивать Юченкова рамками одного амплуа явно не стоит. Ему одинаково подвластны самые разноплановые роли – артист убедителен и в драме (Цыганов в «Варварах», Бороздин в «Вечно живых»), и в комедии (Ричард Уилли в «№13», Сол Бозо в «Дорогой Памеле»), и в трагикомедии (Александр Амилькар в «Господине, который платит», Оскар Тельманн в «Норвежском круизе»), и в сказке: долгое время он играл Кота Леопольда, и делал это блестяще. Многие до сих пор помнят его небольшую, но яркую роль Ланса в «Двух веронцах» Шекспира, которая благодаря пластическому рисунку, предложенному исполнителем, его органике и темпераменту выгодно выделялась в актерском ансамбле.

С режиссерами на дружеской ноге

С режиссерами он всегда дружит на площадке. Работал с Петром Монастырским, главрежем Куйбышевского драмтеатра, Борисом Голубовским, спектакль которого – «Декамерон» – восстанавливал на тверской сцене, разумеется, много и успешно сотрудничал с Верой Ефремовой, теперь и с Александром Павлишиным. И только один раз он пошел на прямой конфликт с режиссером. В принципе конфликтом, наверное, назвать это нельзя. Юченков просто взял и ушел из спектакля, который показался ему неинтересным, и увел с собой Ирину Андрианову, тоже занятую в постановке. «Было еще два актерских состава, поэтому никаких последствий наш уход не имел. Спектакль прошел пять или шесть раз и был снят с репертуара», – вспоминает Константин Глебович. Да, совсем не лишним будет сказать, что режиссер, который ставил пьесу, сейчас мировая знаменитость.

Кроме «Декамерона» был у Юченкова еще один режиссерский опыт, но спектакль «Норвежский круиз» он поставил по случайному стечению обстоятельств. Его дочь Алена окончила филфак МГУ по специальности «норвежский язык», защитила кандидатскую диссертацию. Находясь на практике в Осло, посмотрела спектакль, перевела пьесу Бьёрг Вик «Путешествие в Венецию», а потом и «Чай с лимоном» Ингер Хагеруп. Отцу пришлось ставить и играть в спектакле вместе с Ириной Андриановой, Юлией Бедаревой и Евгением Романовым. Постановка вошла в репертуар, имеет успех у зрителя, но режиссером Юченков себя не считает, больше предпочитая все-таки актерство.

Династия продолжается

Это его жизнь, профессия, позволяющая каждый день не примерять на себя разные маски, а проживать разные судьбы, в каждую из них привнося частицу своей души, своего сердца. Такой же путь выбрал и сын Константина Юченкова Денис, окончивший Ярославский театральный институт. Сейчас он заслуженный артист России, актер московского театра «У Никитских ворот», постоянный ведущий телепрограммы «Главная дорога» на НТВ.

В октябре ожидается премьера нового спектакля с участием Константина Глебовича – «Кабалу святош» Булгакова репетирует Валерий Персиков. Роль Мольера – подарок артисту к 70-летнему юбилею, который он недавно отметил.

– Репетировать с Валерием Персиковым – одно удовольствие. Пьеса безумно сложная. Нам понравилось то, что это очень театральная постановка и речь в ней идет о театре. Помимо Мольера в ней много других ролей, которые не менее интересны. Хочется верить, что спектакль получится ярким, театральным. А встреча зрителей с Булгаковым будет запоминающейся!
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1337

Возврат к списку

В Тверской области прошли ежегодные Бакунинские чтения
С 15 по 17 июня 2018 года в Тверской области прошли «Бакунинские чтения», посвященные одной из первых в России сестёр милосердия Екатерине Михайловне Бакуниной. Мероприятие организовано благотворительным фондом «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной».
22.06.201821:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость