14 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 17.09.2015

Здесь русский дух

Фотограф: www.tverlife.ru

В областной картинной галерее открылась уникальная выставка «Сказочный мир в русской лаковой миниатюре»

В областной картинной галерее открылась уникальная выставка «Сказочный мир в русской лаковой миниатюре»

Более пятидесяти работ – шкатулок, ларцов, панно – из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства в Москве представляют удивительно колоритную галерею героев национального фольклора и литературных произведений, широко известных из детского чтения.

Глядя на произведения в витринах, неизменно вспоминаешь строчки «Сказки о царе Салтане», «Руслана и Людмилы», «Сказки о попе и работнике его Балде». И даже этих сюжетов, воплощенных Пушкиным, вполне достаточно, чтобы провести у нескольких экспонатов немало времени. И не только подобрать к изображениям на шкатулках соответствующие им фрагменты, но и рассмотреть сам рисунок. И поверьте – это стоит того.

Лаковая миниатюра по­явилась в России в петровские времена. С одной стороны, она вобрала в свою орбиту восточный и европейский опыт, с другой же – наши мастера наполнили это искусство национальным колоритом, превратив его таким образом в уникальное художественное явление со своим совершенно особым языком. У истоков русских лаков стояла лакирная мануфактура Петра Коробова, основанная в конце XVIII века, и его приемников Лукутиных. В течение всего XIX века развивались мастерские Вишняковых. Собственно, отсюда есть пошли знаменитые теперь федоскинские лаки. В начале прошлого столетия Лукутины закрыли фабрику, и их мастера, скооперировавшись с вишняковскими, создали Федоскинскую трудовую артель, где и получили свое развитие не только реалистические принципы работы в материале, но и фольклоризм изображений. Миниатюры, выполненные в этой традиции, до сих пор выгодно отличаются именно своей народностью. Шкатулки федоскинских мастеров очень интересно расписываются – это живопись по папье­маше с использованием перламутра и сусального золота. В результате получается изумительная по своей красоте миниатюрная картина, например, «Снегурочка» Михаила Пашанина или «На ковре-­самолете» Анатолия Кузнецова.

Реалистичность другого промысла – палехского – имеет несколько иную природу, что объясняется особенностями его развития. После Октябрьский революции все иконописные центры Владимиро­Суздальских земель оказались под запретом, и мастера, действуя по примеру Федоскинской артели, создали свою лаковую миниатюру, графичную, даже в известной степени сакральную, поскольку золотыми линиями здесь прописываются все объемы человеческой фигуры, архитектура, пейзаж. Древняя иконописная техника, по словам хранителя фонда лаковой миниатюры музея декоративно-­прикладного народного искусства Марины Лукиной, весьма созвучна сказочным сюжетам, которые избирают для своих работ художники, ведь действие в сказках всегда происходит в древние, очень далекие времена. Такова, скажем, фольклорная история про Марью Моревну (шкатулка Григория Буреева) или вполне литературная – поэма «Руслан и Людмила», один из фрагментов которой стал основой для росписи футляра для очков Павла Чалунина («Руслан и голова»).

Во Мстере и Холуе (ударение на первый слог) всегда было более развито живописное начало, что хорошо видно из работ Нины Любомудровой (шкатулки «Василиса Премудрая», «По щучьему велению»), Ивана Фомичева («Сказка о царе Салтане») и других художников. Произведения эти можно узнать по красивым цветным пейзажным фонам. Изображение опоэтизированной природы среднерусской полосы свойственно холуйской миниатюре, в традициях которой работают Борис Киселев (шкатулка «Золотой петушок», ларец «Три девицы»), Михаил Веселов («Сказка о золотом петушке»), Владимир Белов (пластина «Царевна-­лебедь»).

Мелкие детали, внимание к сочетаниям и точность в передаче сюжета достойны кропотливого изучения. Причем каждая миниатюра имеет конкретный источник, ей буквально соответствует текст из сказки, особенно если речь идет о сказках Пушкина. Вспомнить их не составляет труда, и поиск литературных параллелей к живописи может стать увлекательной забавой и для детей, и для взрослых. Можно даже посчитать, сколько богатырей изобразил Иван Голиков в своей иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» – тридцать три или меньше. Пять иллюстраций к этой сказке Пушкина из собрания картинной галереи – это декоративные композиции, обладающие плотным глянцевым колоритом и почти ювелирной орнаментикой. Они выполнены Иваном Ивановичем Голиковым, известнейшим русским иконописцем, художником­-миниатюристом, организатором Артели древней живописи Палеха. Они весьма эффектно дополняют экспозицию, насыщенную цветом, наполненную узнаваемыми образами и особым духом, который не только составляет, по словам Пушкина, «особенную физиономию» народа, но и «отражается в зеркале поэзии», а также, как сможет убедиться посетитель картинной галереи в бизнес­-центре «Донской», в искусстве лаковой миниатюры.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
217
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость