19 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 01.09.2015

Николай Погорелов. Третье измерение

Фотограф: НИКОЛАЙ ПОГОРЕЛОВ

Его изображение на плоском листе производит особый оптический эффект – в глубину

Его изображение на плоском листе производит особый оптический эффект – в глубину

Фотографии Николая Погорелова обязательны, а не просто уместны для усвоения темы, к которой обращена выставка «Молись. Люби. Прощай», открытой в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра. Со стороны события – временная выдержка поставлена на целое тысячелетие. Со стороны фотокамеры – из жизни пространства высвечивается миг. 

Таков и заданный вектор отмечаемой ныне даты христианизации Верхневолжья. Православные фотосессии Николая Погорелова словно архивные списки за многие годы и во всякие погоды, что показано видами наших знаменитых монастырей. Среди портретных работ знаково воспринимаются фото трех архиереев: митрополита Тверского и Кашинского Виктора, епископов Бежецкого и Весьегонского Филарета, Ржевского и Торопецкого Адриана. Здесь уместно вспомнить обстоятельство особого исторического свойства – исполнение деяния Поместного собора 1917 – 1918 годов об умножении епархий Русской Православной Церкви. Через без малого сто лет завещанное патриархом Тихоном состоялось при нынешнем предстоятеле, Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Его портреты притягательны образом личности сильной, «от Бога власть имущей».

Жанрово-событийные фотографии Николая Погорелова можно связать со стилистикой передвижников. Церковь Рождества Христова, что в Рыбаках, видная лишь куполами да оплечьями кровли, вправлена внутрь длинного квартала меж «единой фасадой» и линией Вольного Новгорода. Напряжение и радость, сосредоточенность и расчет: в тесном пространстве малым числом великое дело – подъем, воздвижение колоколов на звонницу. Оно так везде, но здесь на особицу. Происходит и запечатлелась эта работа на фоне маловырази­тельного дома церковного причта, где в 1938 году перед казнью держали в неволе святого архиепископа Фаддея. Разве это не исторической глубины кадр? Теперь осыпают то место звоны – часы, перечасья и четверти...

Явно традиционен автор в панорамной съемке Новоторжского Борисо-Глебского монастыря. В ракурсе и композиции намеренное сходство с фотографией изначального мастера цветной светописи Сергея Прокудина-Горского. Те же два уровня: бытовой, с лодками и мещанскими домами близ реки, и параллельно-упорядоченный регистр длин и вертикалей архитектурного комплекса монастыря. Первая на землях Верхневолжья обитель была основана в начале XI века угрином-венгром Ефремом, конюшим Бориса и Глеба, первых русских святых, убиенных детей князя Владимира. Ефрем выбрал крутое место над Тверцой, памятуя о киевских высотах Днепра, где утвердился первый крест на Руси.

Борисо-Глебский по живости, развороту и темпам восстановительных работ может быть поставлен третьим после Ниловой пустыни и Старицкого Свято-Успенского монастыря. В этих обителях баланс архитектурного возрождения весьма близок к исполнению, что, очевидно, и повлияло на выбор именно этих объектов в афишу выставки. Конечно, есть несомненное право, в первую голову, предъявлять лучшее в «отчете о проделанной работе», но автору заметки, это не в качестве претензии, а для полноты видения, хотелось бы дополнить афишу еще одним снимком. Трагедийно-очищающей нотой врывается в состав экспозиции фотография того, что осталось сегодня от Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря XVI века, разбитого в прошлые 30-е. Почти циклопических размеров грузная оплывшая скоба соборной руины, внутри совершается молебен, ровно дюжина (можно сосчитать) предстоящих поклонному кресту на месте престола, чуть в сторонке и выше ударное красное пятно платья девочки-подростка... Да, посланные Ноем после потопа не все голубь-вороны вернулись обратно в ковчег. Но ведь был тот, кто принес в клюве масличную ветвь. Вот и сейчас, здесь и теперь – на снимке надо всем, что внизу, две птицы в небе... 

Наверняка многие бывали-видели в натуре то, что снято камерой Николая Погорелова. На выставке личный момент узнавания скоро гасится и переходит в постижение авторского взгляда, который направляет наше зрение, немножко дыхание, и мы смотрим вместе с ним в один глазок.

P.S. Репортаж с выставки читайте в ближайших номерах.

Александр ЛЕПЕХИН

Справка

Николай ПОГОРЕЛОВ
Член Общероссийской организации «Союз дизайнеров России». Фотографией профессионально занимается с 1990 года. Работал в печатных изданиях Твери, с 1996 года – участник «Творческой мастерской Людмилы Юга». Автор иллюстраций презентативных изданий о Твери и Тверской области. Активно участвует в реализации издательских проектов храмов и монастырей Тверской митрополии. Награжден патриаршей медалью РПЦ «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г.». Участник международных и региональных выставок.
Автор: Александр ЛЕПЕХИН
1689

Возврат к списку

Тверская область приняла участие в агропромышленной выставке «Золотая осень» ВИДЕО
С 10 по 13 октября 2018 года на территории ВДНХ в Москве проходила 20 Российская агропромышленная выставка «Золотая осень». Свою продукцию на ней представили 25 предприятий Тверской области.
18.10.201811:45
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость