22 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
К началу
Новости дня
Культура 25.08.2015

Живые краски мастера

Фотограф: Aрхив «ТЖ»

29 августа – день памяти заслуженного художника России Анатолия Камардина, ушедшего от нас три года назад

29 августа – день памяти заслуженного художника России Анатолия Камардина, ушедшего от нас три года назад

Это была яркая звезда на небосклоне тверской художественной элиты. Керамика Анатолия Камардина – целый мир, населенный образами и мифами древнерусского искусства, творчески переработанными мастером. Чисто утилитарные декоративные изделия – вазы, блюда, панно – превращались в его исполнении в произведения музейной ценности.

Анатолий Камардин творил в своей индивидуальной манере, присущей ему одному. В керамических скульптурах, созданных художником, поет душа народа, самые чистые ее струны. Симбиоз необычных авангардных форм и буйства красок, характерных для народного творчества, юмор и жизнеутверждающая сила, заложенные в этих произведениях, – все это вместе составляет оригинальный почерк мастера.

Художник постоянно участвовал в региональных, всероссийских и международных выставках и конгрессах, его работы хранятся в частных и музейных коллекциях нашей страны и за рубежом. Первая персональная выставка Анатолия состоялась в 1976 году, всего их насчитывается 14. Камардин был очень целеустремленным человеком, широко образованным, обладал харизмой и лидерскими качествами; многие видели его на посту председателя Тверского отделения Союза художников, чему не суждено было сбыться.

Детство мастера прошло в небольшом городке Конаково. Его отец работал обжигальщиком на Конаковском фаянсовом заводе, мать была домохозяйкой. Анатолий рано увлекся рисованием, занимался в местной изостудии, со своим увлечением он не расстался и в армии. Отслужив, поступил в Абрамцевское художественное училище и, окончив его, по распределению попал на предприятие «Калининстекло». Здесь, на участке керамики, выпускающем сувенирную продукцию, художник проработал 11 лет. Далее Анатолий выбирает непростой для прикладника путь – уйти с предприятия. Это одновременно означало лишиться производственной базы, остаться без стабильной зарплаты и гарантированных заказов, однако творческая свобода была для него важнее. В тот момент перед ним остро встает вопрос о создании собственной художественной мастерской.

В начале 90-х годов прошлого века, когда появилась возможность приватизации заброшенных объектов народного хозяйства, художник приобрел здание насосной станции, расположенное в переулке Трудолюбия, чтобы оборудовать здесь свою мастерскую. Он сам надстроил верхний этаж жилой части дома над станцией. Как рассказывает вдова художника Инна Камардина, не было такого строительного ремесла, с которым Анатолий не был знаком: он умел и стены возводить, и плитку класть, и многое другое.

Во времена становления прочных побратимских связей Анатолий Камардин не раз бывал в Германии с выставками своих произведений. Оттуда он привез первую обжиговую печь, которой очень гордился, так как в то время художники не имели возможности заниматься творчеством вне стен завода.

Создание керамических изделий требует недюжинной мужской силы и глубоких профессиональных знаний, это очень трудоемкий процесс: сначала глину размачивают в больших бочках, затем фильтруют, отделяя посторонние примеси, затем сушат до нужной для лепки консистенции. После создания изделия его подвергают сушке в течение нескольких дней, а затем обжигают пять-семь часов при температуре, достигающей 600 – 1200 градусов. Иногда изделия нуждаются в повторном обжиге, число таких обжигов может достигать пяти.

В своей мастерской Анатолий Камардин наладил изготовление сувенирной продукции из глины с символикой тверского региона – декоративные тарелки, колокольчики и панно, малая пластика. Со временем Инна Камардина освоила это ремесло. «Теперь это стало моим делом», – рассказывает она, выступая в роли экскурсовода по «живому» музею («живой» – потому что совмещает галерею керамики, мастерскую и жилой дом). Она выбрала свою стезю – популяризировать творчество художника, значимость которого чем дальше, тем становится явственней. Сувенирная продукция, созданная по эскизам Анатолия Камардина, способствует развитию туристической отрасли тверского региона. В Музее керамики Инна Камардина проводит мастер-классы, на которых дети знакомятся с творчеством художника, а также с материалом, из которого делается керамика, – глиной. Здесь они осваивают основные этапы изготовления керамических плакеток (небольших панно) по гипсовым формам, изготовленным самим Анатолием Камардиным. Дочь художника Полина продолжает дело отца: она учится в Тверском художественном колледже им. А.Г. Венецианова и уже участвует в выставочных проектах.

Татьяна ТЮРИНА
Автор: Татьяна ТЮРИНА
183

Возврат к списку

Тверской Музей Плюшкина перебрался по новому адресу ВИДЕО
Популярный в Твери музей Плюшкина, частная коллекция вещей советской эпохи, обратился в администрацию Твери с просьбой предоставить новое помещение. Просьбу администрации музея удовлетворили, и недавно он отметил новоселье.
22.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость