14 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 13.07.2015

Про тех, которые врут не в меру

Почему говорят «хоть святых вон выноси»

Почему говорят «хоть святых вон выноси»

Чтобы разобраться с этим, вспомним «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, где говорится о том, что, когда царевна зашла в светлую горницу, увидела: «кругом // Лавки, крытые ковром, // Под святыми стол дубовый, // Печь с лежанкой изразцовой». «Под святые» же бабушка положила спать героя народного рассказа Льва Толстого «Солдаткино житье».

Эти примеры хорошо показывают, во-первых, что под святыми понимаются иконы, а во-вторых, литературный материал проясняет смысл фразеологизма «хоть святых выноси / неси / уноси». В большом академическом словаре применение его характеризуется весьма широко, так говорят «о чем-либо непристойном, безобразном». Владимир Даль, описывая выражение в своем словаре, сообщает: «Такой содом, что хоть святых вон неси», уточняя, что речь идет об образах, иконах. Уточнение важное, потому как оно свидетельствует об экспрессивном контексте употребления фразео­логизма. В поисках примеров вновь обратимся к художественной литературе. В «Запутанном деле» Михаила Салтыкова-Щедрина про Ивана Самойлыча говорят: «Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси». Иван Бунин в «Веселом дворе» писал: «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется – святых вон выноси».

Известный этнограф Сергей Максимов в книге «Крылатые слова» также рассказывал о поговорке, которую связывал с почтением к иконам: «...во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, плясок и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех... Зато говорят также и надвое «хоть святых вон выноси»: про тех, которые врут не в меру, «и святых выноси и сам уходи», и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного «поднялся содом»: пусть святые иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома». Таким образом, суть поговорки, по словам академика Виктора Виноградова, состоит в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях. В этом исследователи русского языка видят бытовую основу выражения, корни которого уходят в древнерусский период. Предположения ученых подтверждают и записки иностранцев, посещавших нашу страну в XVI–XVII веках и оставивших массу любопытных наблюдений, касающихся русского быта этого времени. В них, конечно, по мнению академика Виноградова, много отрицательных преувеличений, но для исторической оценки происхождения выражения «хоть святых вон выноси» они дают важный материал.

Петр РУЧНИКОВ
Автор: Петр РУЧНИКОВ
53
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость