20 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.07.2015

То-то был Поэт

Фотограф: ТОКГ

В картинной галерее открылась выставка, посвященная Пушкину

В картинной галерее открылась выставка, посвященная Пушкину

«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы – вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно – это темно-серые с синеватым отливом глаза – большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее и при том ласкающее, приятное».

Эти слова принадлежат Лидии Никольской, встретившей в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора. Почти все воспоминания о внешности сходятся в одном – он не был особенно красив, но при общении оказывал магическое воздействие на окружающих. Сам Александр Сергеевич со свойственной самокритичностью так писал о себе в одном из протоколов лицейских собраний: «...смесь обезьяны с тигром».

Живописные и графические работы, скульптуры, памятники – Александр Сергеевич словно бы оживает в них, напоминая нам свои же строчки: «...Быть может (лестная надежда), // Укажет будущий невежда // На мой прославленный портрет // И молвит: то-то был Поэт!» Конечно, мы помним и ценим его. Этому посвящена очередная выставка в рамках проекта «Застывшее слово», открывшаяся в Тверской областной картинной галерее. В Год литературы здесь представлен отлитый из бронзы скульптурный портрет Александра Сергеевича, выполненный российским скульптором итальянского происхождения Иваном Петровичем (Джованни) Витали.

Автор Триумфальных ворот и фонтанов на Лубянской и Театральной площадях в Москве родился в 1794 году в Петербурге. В историю русского искусства Витали вошел как создатель скульптурного убранства Исаакиевского собора и портрета Карла Брюллова. Знакомство Витали с Пушкиным, кстати сказать, состоялось именно при посредничестве автора «Последнего дня Помпеи». Результатом этой встречи стал образ поэта, запечатленный в бронзе, который по значимости стоит в одном ряду с портретами, созданными Кипренским и Тропининым. Пушкина Витали представляет поэтом-романтиком, поэтом-героем. Подобно античным персонажам, его лицо полно достоинства, он сосредоточен на высоких помыслах, взгляд направлен в вечность. Сам портрет также решен в «античном ключе»: шея и грудь обнажены, плечи срезаны, а глаза условно прорисованы. Кураторы выставки объясняют, что мастер в своих портретных работах придерживался строгих правил классицизма. Главные его достоинства как классического скульптора – лаконизм силуэта и уравновешенная композиция – присутствуют и в произведении из фондов картинной галереи. Величавость и торжественность пушкинского портрета, впрочем, по мнению искусствоведов, несколько снижает поворот головы, сделанный будто бы в порыве чувств. Благодаря этому мы видим характер человека, его темперамент. Скульптурный портрет Пушкина вызвал восхищение у многих современников. Например, писатель Михаил Погодин писал в письме к Петру Вяземскому: «Какой бюст Пушкина у нас вылеплен! Как живой! Под надзором Нащокина делал Витали». В течение жизни Витали еще не раз обращался к жанру скульптурного портрета, но бюст Пушкина остался в творчестве мастера одной из самых больших удач.

Произведение Витали, представленное во втором экспозиционном зале картинной галереи в бизнес-центре «Донской», дополняется выставкой в мультимедийном кинотеатре галереи. Там можно увидеть декоративно-прикладные и графические работы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина. Это прежде всего иллюстрации к известным произведениям поэта. Во второй половине XIX века Константин Трутовский создает цветную литографию «Алеко, Земфира и молодой цыган», которая соотносится со строчками поэмы «Цыганы»: «Он свежее весны, Жарче летнего дня; Как он молод и смел! Как он любит меня! Как ласкала его Я в ночной тишине! Как смеялись тогда Мы твоей седине!». Трутовскому же принадлежит иллюстрация «Зарема и спящая Мария» к «Бахчисарайскому фонтану»: «Пред ней покоилась княжна, // И жаром девственного сна // Ее ланиты оживлялись…»

Уже в XX веке Лариса Григорьева воплотила в фарфоре тему сказов. Ее чайно-кофейные сервизы связаны с этим направлением в творчестве Пушкина, о котором Самуил Маршак писал: «Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мертвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи».

На столетие со дня рождения поэта Михаил Скуднов отзывается юбилейными медалями. А в год столетия со дня гибели появляется декоративная скульптура Исидора Фрих-Хара «Пушкин на диване». Автор «Евгения Онегина» прилег на диван, но он не отдыхает, а работает: в его руке перо, на столике, на который поэт облокотился, – бумага и чернильница. Он как будто пишет известные строчки из своего знаменитого романа в стихах: «Кто б ни был ты, о мой читатель, // Друг, недруг, я хочу с тобой // Расстаться нынче как приятель». 

Евгений ПЕТРЕНКО
Фото ТОКГ
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
65

Возврат к списку

Игорь Руденя почтил память жителей деревни Ксты
Рабочая поездка Губернатор Игоря Рудени в Пеновский район 20 июня началась с возложения цветов к мемориалу «Памятник жителям деревни Ксты, расстрелянным и сожженным немецко-фашистскими захватчиками в январе 1942 года». В 2018 году здесь проведены ремонтно-реставрационные работы. 9 мая, в День Победы, состоялось торжественное открытие обновленного мемориала.
20.06.201814:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость