25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 18.05.2015

Заглянувший в космос

Фотограф: SKYBOX.ORG.UA

Моделирование полета «Бурана» осуществлял уроженец Кимр Александр Башилов, которому 11 мая исполнилось 65 лет

Моделирование полета «Бурана» осуществлял уроженец Кимр Александр Башилов, которому 11 мая исполнилось 65 лет

К середине 1970-х годов была осознана необходимость создания и использования орбитального корабля многоразового использования. Институт прикладной математики АН СССР показал, что США, введя в эксплуатацию систему «Space Shuttle», смогут получить решающее военное преимущество при нанесении ракетно-ядерного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны. В Советском Союзе началась работа по проектированию и строительству знаменитого орбитального корабля «Буран».

Традиционные летные испытания, предполагающие последующую наземную доводку, в данном случае использоваться не могли, поскольку космический корабль при малейших неполадках не может вернуться на аэродром. Чтобы исключить риск, проверка аппарата в сборе и всех агрегатов по отдельности должна была проводиться в условиях, в точности имитирующих реальные.

Ядром наземной экспериментальной базы стал полноразмерный стенд оборудования (ПРСО). Он позволил производить полунатурное моделирование полета на этапе спуска и посадки в реальном масштабе времени.

Конструкторские и испытательные работы ПРСО возглавлял наш земляк, молодой талантливый инженер-конструктор Александр Башилов. 

Он родился в 1950 году в Кимрах в семье будущего председателя Госстроя СССР Сергея Башилова. Быстрый карьерный рост отца предполагал переезды, и семья оказалась сначала в Тюмени, а затем в Свердловске. Здесь Александр, обнаруживший недюжинные способности к наукам, блестяще окончил специализированную физико-математическую школу и поступил на механический факультет Уральского политехнического института.

Пройдя срочную службу командиром танкового взвода, он вернулся в Свердловск и стал работать на машиностроительном заводе, где со временем сначала мастером, а затем инженером-технологом. В 1980-м Башилов переехал в Москву.

Его приняли на работу в НПО «Молния» старшим мастером сборочного цеха, где создавался «Буран». Через год он возглавил цех, а еще через два – занял должность главного инженера всего объединения. Наш земляк работал под непосредственным руководством генерального конструктора Глеба Лозино-Лозинского, ценившего его как высококвалифицированного специалиста в сфере создания авиационно-космической техники. Из недавно опубликованных подробных дневников генерал-полковника Николая Каманина «Скрытый космос» видно, в какие запредельно сжатые сроки порой приходилось выполнять уникальные конструкторские и испытательные работы. 

Крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран» (изделие 11Ф35) был выполнен по самолетной схеме: «бесхвостка» с низко расположенным треугольным крылом двойной стреловидности по передней кромке, посадку «по-самолетному» обеспечивало трехопорное выпускающееся шасси. Внешняя поверхность имела теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование. Запуск «Бурана» осуществлялся с помощью универсальной двухступенчатой ракеты-носителя «Энергия».

В испытательном запуске беспилотного варианта орбитального комплекса, прошедшем на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года, он поднялся на высоту около 260 километров. Это был триумф советской космонавтики. 

Высокую оценку получил личный вклад Александра Сергеевича в создание полноразмерного стенда оборудования «Бурана»: он был удостоен премии Совета министров СССР и золотой медали имени С.П. Королева.

В 1993 году при избрании нового генерального директора Научно-производственного объединения «Молния» больше половины трудового коллектива отдали предпочтение кандидатуре нашего земляка. Мы помним, какое это было время и в каком тяжелом положении находилась космическая отрасль. Тем более поразительно, как молодой руководитель сумел удержать предприятие от краха и распада, а по ряду направлений деятельности даже добиться прогресса.

Под руководством легендарного конструктора академика Глеба Лозино-Лозинского при непосредственном участии Башилова было разработано семейство летательных аппаратов различного назначения. Шестиместный самолет-триплан «Молния-1» получил Золотую медаль Всемирного салона изобретений и научных исследований «Эврика-93» в Брюсселе, участвовал в авиашоу в Ле Бурже 1995 года. В течение ряда лет возглавляемое нашим земляком НПО «Молния» вело разработку сверхзвуковых ракет-мишеней на базе отслуживших свой срок и снимаемых с вооружения зенитных управляемых ракет ПВО страны, что признано экономически эффективным способом их утилизации.

В условиях рыночной экономики Башилов вынужден был пойти на расширение сферы деятельности «Молнии» за счет организации производства конверсионной продукции. С этой целью произошло объединение с хорошо известным Тушинским машиностроительным заводом, которым Александр Сергеевич и руководит в настоящее время. 

Помимо этого, он возглавляет совет директоров промышленных предприятий и научных организаций Северо-Западного административного округа столицы. Избран действительным членом Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, является академиком-секретарем секции «Авиакосмическая» Российской инженерной академии.

И все же ностальгической нотой звучит в душе нашего земляка тема «Бурана», чей беспилотный космический полет с автоматической посадкой оставался неповторимым 22 года — до возвращения на Землю американского экспериментального самолета Boeing X-37B 3 декабря 2010-го. Но с учетом того, что стартовая масса «американца» составляла около пяти тонн, полет 80-тонного аппарата можно считать непревзойденным до сих пор.

Вячеслав Воробьев,
профессор Государственной академии славянской культуры

Это факт

Свое название «Буран», ставший нашим ответом американцам, получил перед самым стартом. Валентин Глушко предлагал назвать корабль «Энергией», Глеб Лозино-Лозинский – «Молнией». Появился консенсус – «Байкал». А «Буран» предложил генерал Керим Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Автор: Вячеслав Воробьев
51

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость