20 Июля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
К 70-летию Великой Победы 27.04.2015

Художник написал войну

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

А думал он о мире

А думал он о мире

70-летие Победы тверские художники отмечают масштабной выставкой «За Родину!». Она открылась в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра.

Более семидесяти живописцев, графиков, мастеров декоративного и храмового искусства отдали щедрую творческую дань памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны, посвятили свои работы ветеранам, труженикам тыла, всем горожанам. Основную идею выставки ее организатор, Тверское отделение Союза художников России, видит в том, что юбилей Великой Победы – замечательный повод обратиться к подвигу советского народа и осознать, насколько глубоко наши деды любили Родину и чувствовали ответственность за ее судьбу.

Тверские художники в суровую годину вместе со всей страной встали на защиту Отечества, работали на призывных пунктах, в госпиталях, организовывали «Окна ТАСС». После освобождения Калинина члены союза сразу же приступили к оформительской деятельности в частях Красной Армии, создавали сатирические рисунки. На рубеже 1944–1945 годов в Калининском Доме Красной Армии имени Ворошилова открылась выставка изобразительного искусства, и уже в самом этом факте чувствовалось приближение скорой Победы над врагом. Среди тех, кто своим личным участием сделал все возможное, чтобы над нашей страной вновь воссияло мирное небо, был художник-график Михаил Талюкин, присутствовавший на вернисаже. Участник боевых действий, он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией». Все творчество Михаила Ивановича показывает его приверженность к высшим идеалам добра, красоты и гармонии. Он воевал на Калининском фронте и знает, как это было на войне. Искусствовед Нина Судакова работала медсестрой в госпитале и тоже об испытаниях знает не понаслышке.

…Открывая выставку, председатель Тверского союза художников скульптор Евгений Антонов вспомнил академика Ефрема Зверькова. Ефрем Иванович рассказывал, что во время обстрела он увидел, как пуля срезала молодую березку, древесный сок закапал с ее веток горькими слезами. Зверьков тогда дал слово: если буду жить, то жизнь свою посвящу искусству, воспеванию красоты прекрасной русской природы. Ефрем Иванович сдержал свое слово, в послевоенные годы он стал одним из знаковых пейзажистов нашей страны.

– События, связанные с юбилейным годом Победы советского народа над фашистской Германией, вдохновляют и волнуют, – сказал Евгений Антонов. – Создано много произведений на тему подвига русского солдата и, я уверен, еще больше будет создано, поскольку это неисчерпаемое поле для творчества настоящего художника.

Нынешняя выставка – это свод произведений, по-разному трактующих тему, заявленную в названии экспозиции. Есть здесь работы, напрямую связанные с войной и военными действиями, а есть вещи, которые вроде бы ее не касаются. Этим достигается особый эффект: изображение военных действий и героев фронта получает дополнительные смысловые оттенки, находясь в окружении картин, наполненных ощущением радости и безмятежности бытия. Два тематических пласта не входят ни в какое противоречие друг с другом, они, напротив, подчеркивают значимость этих сфер, попадающих в орбиту живописной, графической или скульптурной рефлексии. А кроме того, уравновешивают трагическое и жизнеутверждающее начала, гармонию и деструкцию, поэзию и суровую прозу.

Особое звучание придает экспозиции соседство в ней произведений изобразительного искусства и поэзии, написанных в основном поэтами-фронтовиками. Картину Михаила Малышева «На родине батальонного комиссара Малышева Павла Васильевича, погибшего в 1942 году» сопровождают строчки Юлии Друниной: «Веет чем-то родным и древним // От просторов моей земли…» Декоративную композицию Татьяны Погодиной «Я убит подо Ржевом» помогают глубже понять строчки Ярослава Смелякова «Упал на пашне у высотки // суровый мальчик из Москвы….» Произведения из серии «Опаленные войной» представляет на выставке Галина Камардина – «Победный май», «Письма с фронта», «Возвращение». Эхом отзываются стихи Анны Ахматовой, созданные в 1945 году: «Победа у наших стоит дверей... // Как гостью желанную встретим? // Пусть женщины выше поднимут детей, // Спасенных от тысячи тысяч смертей, // Так мы долгожданной ответим». Пейзаж Андрея Савельева «Снег на обгорелой земле» лишь ассоциативно связан с военной темой, но авторы экспозиции вслед за Галиной Безруковой готовы повторить: «Я рифм неточных не боюсь…»

Если идти по выставке в «хронологическом» порядке, то в первом зале обращает на себя внимание триптих Надежды Валь «Война» – «Тревога», «Страх», «Безысходность» – и его герои, которыми выступают мать и дитя, ребенок, старик. Решенный в известной степени в формальной манере, триптих несет в себе мощный эмоциональный заряд, наполнен энергетикой, создаваемой использованием архитипических цветов – красного, черного, белого. Здесь зритель отыщет изумительные по своему замыслу работы Нелли Пятышевой, входящие в серию «Из семейного альбома». Тонкий акварелист, Нелли Ефимовна воссоздает с помощью этого чувствительного к регистру искусства старые фото­графии, какие наверняка хранятся в каждом доме: те же овалы, обрамляющие снимки, те же позы героев, которые приобнимают друг друга или просто сидят рядышком, глядя в камеру. Единственная разница – лица их как бы стерты, черты лишь угадываются. Как и очень многие работы на выставке, эти листы («Друзья», «Парни нашей деревни») носят обобщенный характер, типологизируют изображаемое явление. Обоб­щением, коль мы сказали об этом, проникнута работа Надежды Цикулиной «Победа» – женщина и голубь становятся символом свободы, мира и чистоты.

Надо сказать, что многие из участвующих в вернисаже художников мыслят именно циклами. Такая форма разработки темы позволяет глубже проникнуть в нее, показать все нюансы. Людмила Юга впервые показывает на выставке серию офортов «Видение на холме. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь». Прошлое в них соединено с современностью, богатейшая духовная традиция местности – с современным состоянием памятника, каковым является даже разрушенная почти до основания древняя православная обитель. Ключом к пониманию здесь выступают детская площадка, со­оруженная местным умельцем из подручных материалов, главным образом, из остатков тракторов и машин, и мальчишка, играющий здесь. На мальчика смотрят святые. Им посвящен тот или иной храм из монастырского ансамбля, включенный в композицию. Все перевернулось с ног на голову; с головы ребенка, катающегося в железном колесе, слетает шапка-ушанка и летит на землю, но – застывает в воздухе…

Художники акцентируют внимание на вечных ценностях. Именно за них человек и готов положить свою жизнь. Семьдесят художников, но взглядов, самых разных, выставка демонстрирует значительно больше: более ста тридцати работ вошло в экспозицию. Среди них – знаковые произведения тверской школы.

«За Родину» – один из проектов Тверского союза художников, посвященных Победе. Совсем недавно в Белом завершился живописный пленэр, результаты которого вчера были представлены на выставке, открывшейся в городе. Об этом мы расскажем читателям «ТЖ» в следующий раз.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
173

Возврат к списку

Тверскому Дому поэзии передали бюст Андрея Дементьева
19 июля в Твери стартовал молодёжный поэтический форум. Он является центральным из мероприятий в честь 5-летия единственного в России Дома поэзии и посвящён памяти основателя учреждения, знаменитого поэта Андрея Дементьева. В ходе открытия форума Дому поэзии передали бюст Андрея Дементьева.
19.07.201820:58
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость