В палаты к детям Людмила Буча входит уже почти четыре десятилетия
Каждое утро она идет на работу вдоль волжского берега в старый корпус детской областной больницы. Здесь на третьем этаже находится ее отделение – 2-е терапевтическое, где лежат ребятишки с заболеваниями крови, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, аллергики.
Но «лежат» немного не то слово. Чуть ребенку полегчает, и он уже в движении, улыбается и верит только в хорошее. По больничному коридору снует разновозрастная публика: мамы, бабушки, совсем малышня, подростки. Из открытой игровой комнаты слышатся оживленные голоса.
И всю эту картину ежедневно отслеживает на своем посту дежурная медсестра Людмила Буча. К ней же первоначально стекаются просьбы и вопросы. У врачей свои заботы, у среднего медперсонала – свои. Возьмем таблетки: некоторые дети хитрят и только делают вид, что проглотили лекарство. Опытная медсестра, конечно, все увидит и проследит, чтобы был толк.
Но меня интересовал вопрос: каким образом удается уговаривать детей на неприятные процедуры, начиная от уколов и заканчивая клизмой? Ведь некоторые при этом впадают чуть не в истерику, и к ним невозможно подступиться.
– В наших стенах это бывает достаточно редко, – ответила Людмила Александровна, – мы стараемся найти к ребятам подход. Для каждого возраста есть свои аргументы. Знаете, за все эти годы я уяснила одну важную вещь: ребенок – это маленький человечек, который понимает гораздо больше, чем мы думаем. С ним можно общаться без сюсюканья. Кстати, у детей хорошее чувство юмора, что тоже помогает разрядить обстановку. А болевые процедуры обычно проводят под кратковременным наркозом, например, установку подключичного катетера.
Она рассказала об одном маленьком пациенте, которому предстояло пройти обследование желудка с помощью эндоскопа. Процедура не из приятных, взрослые тоже перед ней волнуются. Когда она все объяснила мальчику, он попросил ее: «Только вы не отпускайте мою руку». И медицинская сестра держала его ладошку в своей во время всей манипуляции. В какой-то момент она почувствовала, как пальцы ребенка дрогнули, и постаралась передать ему чуточку своей поддержки.
– Это было совсем не страшно, – сказал ей потом мальчик.
Сколько таких случаев может вспомнить Людмила Александровна за годы жизни в детской больнице! А как еще назовешь ее дневные и ночные дежурства? Это жизнь и есть. Девчонки приходят в медицину по-разному. У нее в роду медиков не было. Но решение стать медсестрой пришло само собой. Они жили в Бельском районе, и когда заболела бабушка, Люда часто навещала ее в участковой больнице. Она была небольшой, уютной, с аккуратно побеленной печкой, белоснежными занавесками и цветами на окнах. Еще тогда, подростком, подумала: «Как хорошо бы работать в такой больнице». И после окончания школы поступила в Калининское медицинское училище.
– Я уже срослась со своей работой, – призналась Людмила Александровна. – В нашем отделении мы всегда готовы подставить друг другу плечо. Мне очень повезло с заведующими. Сейчас отделением руководит Елена Владимировна Бармина. Она многое делает для того, чтобы в доброжелательной атмосфере все шло своим чередом.
И в личной жизни у моей собеседницы все в порядке. Вместе с мужем она вырастила двоих детей, теперь радуют внуки. Понятно, что мама и бабушка приходит на помощь ко всем заболевшим в близком кругу, когда это требуется.
– У меня замечательная профессия, – считает Людмила Александровна, – пусть не по деньгам, но по ощущению полезности – точно.
На Восьмое марта один подросток сделал медицинской сестре подарок: нарисовал букетик полевых цветов. Пожалуй, только в больнице можно оценить подпись к нему: «А запах вспомните на природе».
Татьяна ГЕОРГИЕВА