26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.01.2015

Загадочно-лиричный, наполненный светом

Именно таким воспринимается портрет Ольги Трубниковой кисти Валентина Серова

Именно таким воспринимается портрет Ольги Трубниковой кисти Валентина Серова

В музейной практике выставки одного произведения давно стали традицией, которая позволяет показать публике работы из собрания, либо не входящие в постоянную экспозицию, либо полотна, давно не выходившие «в люди». Тверская картинная галерея придерживается этой практики. На этой неделе в ее залах в бизнес-центре «Донской» представили «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой», написанный ее мужем – Валентином Александровичем Серовым.

Выбор именно этого произведения не случаен: 19 января исполнилось 150 лет со дня рождения художника, в своем искусстве объединившего достижения русской реалистической школы с классическим наследием и новаторством современной ему западной живописи. Валентин Серов родился в семье крупного композитора и был от природы наделен мощным 
художественным дарованием. В детстве будущий художник учился у великого Репина, затем продолжил образование в Императорской Академии художеств, где его педагогом был уроженец тверского края Павел Чистяков. В собрании областной картинной галереи хранится более двадцати работ мастера. В основном это рисунки, но есть и живописные произведения, среди которых особенно выделяется представляемый публике «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой».

…Валентин и Ольга, родившиеся в 1865 году, испытали первое чувство в пятнадцатилетнем возрасте. Но свадьба их, ра­зумеется, состоялась значительно позже, в 1889-м. После того как художник сделал Ольге Федоровне предложение, он довольно долго ждал положительного ответа:
невеста воспитывалась в семье родственников Серова Симонович-Ефимовых и в силу разных обстоятельств не могла сразу же дать согласие на брак. Некоторое время она жила в Петербурге, однако климат Северной столицы оказался вреден для ее хрупкого здоровья. Последовал переезд в Крым, а затем в Одессу, где Ольга Федоровна давала частные уроки – преподавала иностранные языки и музыку. Супругов связывали очень теплые нежные отношения, свою любовь они пронесли через всю свою жизнь. Это было счастливое для Серова время, о чем он часто писал в своих воспоминаниях и письмах. В семье царили дружба и уважение друг к другу, Валентин Александрович искренне любил и жену, и своих детей и с удовольствием писал их. Все детские и семейные портреты, созданные им, отличаются особым лиризмом и тонким постижением характера модели.

Представляемый на выставке портрет относится к раннему периоду творчеству мастера. Ольга Трубникова, или, как ее называли, Леля, изображена на нем совсем юной. Художник, создавая его, вложил в свою работу всю трепетность чувств к этой девушке.

– Эта работа в свое время стала для нас настоящим открытием, – рассказывает старший научный сотрудник картинной галереи, искусствовед Ольга Пиотровская. – Поверхность ее была записана краской, и реставраторы, делая профилактическое очищение полотна, практически случайно обнаружили под красочным слоем изображение. Таким образом нам и явился этот прекрасный портрет.

Серов, как известно, был одним из лучших портретистов своего времени, он глубоко воспринимал индивидуальность человека и умел сделать ее ощутимой для зрителей. Художник оставил после себя обширную портретную галерею – он писал своих близких, деятелей культуры и искусства, светских дам, представителей деловых кругов, членов царской фамилии. 

Искусствоведы давно заметили, что в серовских работах движение света замедляется, все видится ясно и одновременно отстраненно: в тональной мелодии, в пластических паузах каждый элемент обретает себя, входит в систему соответствий «все во мне, и я во всем». Портрет Ольги Трубниковой отмечен личным чувством, о чем свидетельствует колорит работы, выдержанный, но очень тонкий, с помощью которого художник передает очарование молодости и свежести. Кожа будущей жены художника, а, по словам Ольги Пиотровской, портрет предположительно написан в начале 1880-х годов, то есть еще до свадьбы, озарена мягким румянцем, правильный овал лица обрамлен пышными русыми волосами. Небольшие пухлые губы, мягкие черты фарфорового лица передают нежность и женственность модели. Однако самое прекрасное и яркое в облике этой женщины – глаза, самые живые «детали» портрета: с одной стороны, они наполнены глубокой мыслью и внутренней грустью, а с другой – искрятся жизнью и молодостью. Именно взгляд одухотворяет лицо девушки, делает его особенно выразительным.

Если говорить о цветовой палитре портрета, то на первый взгляд может показаться, что она небогата. В основе его – различные оттенки пастельных тонов. Более тонкие краски ореолом окружают лицо Ольги Федоровны; спускаясь ниже, оттенки бледнеют, становятся менее выразительными. Такое распределение цвета делает образ и более утонченным, и загадочно-лиричным. А если учесть, что в портрете нет конкретного источника освещения, то картина производит впечатление наполненной светом.

Евгений ПЕТРЕНКО



Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
232

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость