25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 30.10.2009

Поэтическая психодрама

В научном зале областной библиотеки имени Горького прошел не совсем обычный вечер, посвященный украино-американскому режиссеру  Элеоноре Деренковской, работавшей в кинематографе под псевдонимом Майя Дерен. Ее экспериментальные фильмы тверские поэты увидели и прочитали по-своему. Вечер был организован Тверским союзом литераторов.

В научном зале областной библиотеки имени Горького прошел не совсем обычный вечер, посвященный украино-американскому режиссеру  Элеоноре Деренковской, работавшей в кинематографе под псевдонимом Майя Дерен. Ее экспериментальные фильмы тверские поэты увидели и прочитали по-своему. Вечер был организован Тверским союзом литераторов.
Майя Дерен хоть и родилась в Украине, считается американским режиссером. Сфера ее интересов не ограничивалась только независимым кино: она занималась хореографией и этнографией, а кроме того, теорией авангарда. Ее кино критики определяют как «поэтическую психодраму» и «кино транса», основываясь на поэтике ее короткометражных фильмов. Сюжета в них нет, поэтому задача киноизображения другая – с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической завороженности. Подобные эксперименты связаны прежде всего с творчеством сюрреалистов, Жана Кокто, а творческий почерк режиссера украинского происхождения очевидным образом предвосхитил кино американского андеграунда, а впоследствии повлиял на кинематографические опыты Дэвида Линча.
Тверские поэты, участвовавшие в вечере «Поэзия и немое кино», обратились к творчеству Майи Дерен не только за вдохновением, но и за пониманием. Ведь кинематограф Дерен является, по словам устроителя и ведущего вечера Александра Сорочана, подлинным в том смысле, что его содержанием становятся внесловесные и большей частью внезвуковые образы. Перед поэтами стояла довольно интересная и одновременно сложная задача – воплотить эти образы в литературном тексте, соединить поэтическое высказывание с изображением. А в конечном итоге попытаться преодолеть барьер между логикой и фантазией и прочитать то, что изначально рассчитано на уникальное восприятие. Положительный ответ на все эти вопросы попробовали дать участники эксперимента Марина Батасова, Зоя Глазачева, Александра Клюшина, Святослав Михня, Дарья Родина, Старуха Изергиль и Яна Антонова. Каждый из них дал, конечно, собственный ответ, вполне в духе нелинейных, допускающих множество толкований фильмов Майи Дерен. Здесь стоит заметить, что сама она, кажется, отказывалась их объяснять. Впрочем, какому-либо логическому исследованию хрупкая ткань, скажем, «Полуденных сетей» неподвластна. Тем не менее у художника, берущего шариковую ручку или перо, совершенно иное восприятие, границы которого неведомы. Конечно, не у каждого из участников прочтение предложенного материала получилось таким же экспериментальным, как сами фильмы. Интерпретировались они в основном на основе собственного творческого опыта поэтов. Однако в этом состоял особый интерес: благодаря такому подходу и сами интерпретаторы, и пришедшие на вечер зрители смогли открыть для себя совершенно иной культурный контекст, который как раз и возникает в процессе синтеза искусств. В данном случае кино и поэзии.

Автор: Петр РУЧНИКОВ
25

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость