22 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Смена+ 25.12.2014

«Душа вещей»

Фотограф: АРХИВ «СМЕНЫ+»

В декабре и январе в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького пройдут «Рождественские концерты» – традиционный фестиваль студии «Знаки сезонников»

В декабре и январе в Тверской областной библиотеке им. А.М. Горького пройдут «Рождественские концерты» – традиционный фестиваль студии «Знаки сезонников»

На одиннадцатом году существования один из самых интересных совместных проектов студии и библиотеки выходит на новый виток своего развития. Зрителей ждет множество сюрпризов и святочных подарков. 

Среди них – представленный 20 декабря спектакль «Душа вещей», приуроченный к 80-летию замечательной поэтессы Новеллы Матвеевой, в постановке московского театра «Студия-69». Коллектив под руководством Георгия Червинского за долгие годы выработал свой уникальный узнаваемый стиль, отмеченный наградами на престижных театральных фестивалях. Однако в Твери «Студия-69» выступила впервые. Итак, у читателей газеты «Смена+» есть уникальная возможность познакомиться ближе с мастером Георгием Червинским и его талантливым учеником Владимиром Сечкиным.

– Георгий, ваша театральная юность связана с Ленинградом, студией «Синий мост» и легендарным режиссером Генриеттой Яновской. Расскажите об этом периоде вашей жизни.

– Я был актером Златоустовского драматического театра, но репертуар меня не устраивал. Вдруг узнаю, что в ДК им. Володарского в Ленинграде, где когда-то я начинал свой творческий путь, работает Генриетта Яновская и Кама Гинкас, ученики Георгия Товстоногова, авторы спектаклей, которые я видел на гастролях Красноярского ТЮЗа. Я бросил театр и шесть с половиной лет провел рядом с этими большими режиссерами, учился, постигал. Это был счастливый период поисков и открытий в актерском мастерстве, в режиссуре. Каждый вечер после репетиций провожал Гету (мы жили неподалеку друг от друга), и она по пути, а потом и за чашкой чая рассказывала мне об учебе у Георгия Александровича, разбирала спектакли, делилась секретами мастерства. 

– Известно, что даже очень хорошие актеры не всегда удачно исполняют поэтические программы. Почему вы решили сделать ставку именно на этот сценический жанр?

– Существует интерес постигать мир того или иного поэта в его философском и духовном поиске, а также желание реализовать свое видение и открытия в сценических трансформациях. Ну а поскольку актеров трудно собрать вместе, я ставлю в основном моноспектакли, потому что настоящий поэт всегда монологичен. Он говорит о себе, о своих ощущениях и о своем понимании мира. Справедливости ради скажу, что в репертуаре нашего театра не только поэтические спектакли, есть и Чехов, Зощенко, Булгаков, Платонов. 

– За 27 лет студийной работы вами создано множество постановок по произведениям великих русских поэтов. Но в этом списке особняком стоит имя греческого пиита Янниса Рицоса, сегодня почти неизвестного в нашей стране. Вы, наверное, единственный театр, который воплотил на русском языке пьесы и поэмы этого автора. Как создавались эти спектакли?

– Это великий поэт, в одном ряду с Лоркой, Нерудой, Арагоном. Рицос создал уникальный драматический прецедент, написав диалогические монологи на античные темы, объединив их в сборник «Четвертое измерение». Работа над таким сложным материалом обогащает актерский опыт, дает возможность постичь сложнейшие психологические нюансы. Ведь монолог – это движение души, мысли и чувств. И овладение этим материалом повышает духовную культуру. Вот почему все наши актеры обязательно проходят через Рицоса.

– Вы представили тверскому зрителю спектакль «Душа вещей», расскажите, как родилась идея его создания?

Г.Ч.: – Спектакль «Душа вещей» создан мной еще в институте для конкурса чтецов. Я услышал песни в исполнении Новеллы Матвеевой, поразился чистоте и неподдельности ее голоса. Решил исполнять ее стихи со сцены. Но простое чтение не раскрывало глубину поэзии. Накануне я видел спектакль африканского театра Робера Серумаги, открыл для себя условность театрального предмета и ткани и решил взять этот прием для чтения стихов. Жюри пропустило меня на заключительный тур, но просило «убрать тряпки». Но я вышел «с тряпками», и весь зал стал аплодировать. Это был вызов бюрократическому решению! С тех пор эта программа, где бы я ни был, всегда со мной. Теперь я сотрудничаю с Владимиром Сечкиным и приучаю детей в нашей детской студии работать с предметами. 

– Насколько сложно было освоить оригинальную методику чтения стихов, соединяющую пластику, голос, работу с тканью и предметом?

В.С.: – Для меня здесь все очень просто. В системе Станиславского есть третий закон связи внимания с воображением. Он гласит: вижу то, что есть, а отношусь, как задано. Рассказывая стихотворение «Маяк», я беру клубок и воображаю огонь маяка, но имею в виду, что это человек. Как и все в поэзии Новеллы Матвеевой.

– Почему голос Новеллы Матвеевой, ее наивные стихи, нужны современному зрителю – взрослым и детям?

Г.Ч.: – Это поэзия души. Новелла Матвеева описывает простые вещи, зверей, природу, но за всем эти стоит человек, с его радостями и печалями. Она умеет в небольшом стихотворении раскрыть трагедию поколения. Поэтому даже малые по объему произведения производят такое сильное и неизгладимое впечатление (например, «Цыганка-молдаванка»). А через театральное представление открывается новый смысл незатейливых стихов. 

Я в свое время показал Новелле Николаевне эту программу. Спектакль ей понравился, но потом она добавила: «Я писала совсем про другое, я вам расскажу, о чем я сочиняла». Я ответил, что каждый воспринимает по-своему, если стихотворение все понимают одинаково, это уже не поэзия, это либо пропаганда, либо сентенция, либо нотация. А ни дети, ни взрослые не любят, когда их поучают.

– На ваш взгляд, выдержала ли поэзия Новеллы Матвеевой проверку временем или ваш спектакль – это больше дань памяти светлым, романтическим шестидесятым годам?

В.С.: – Я не знаю про 60-е годы, меня тогда еще не было, но я начинаю понимать то время через стихи. Мне понравилось, что через строчки, через драматическое исполнение с простым реквизитом, рассказывая о сухих кустах, или о попугае, или о мумии, я говорю о человеке!

Алина СТРОГАЯ

Студия «Знаки сезонников» приглашает в рамках закрытия XI фестиваля «Рождественские концерты» на спектакль-исследование «Невеста» по последнему рассказу А.П. Чехова в библиотеку им. А.М. Горького 11 января в 16.00.

Автор: Алина СТРОГАЯ
94

Возврат к списку

Прошли съемки очередного выпуска проекта «Вечер в РИА»
В итальянском ресторане La Grottа состоялся очередной «Вечер в РИА», на этот раз посвященный чтению, книгам и месту литературы в нашей жизни. «Вечер в РИА» был приурочен к книжному фестивалю «Тверской переплет», который проходил в эти дни.
22.10.201811:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость