20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.10.2009

Антикризис среднего возраста

В день вернисажа лил дождь, причем не просто сильный, а еще и неприлично депрессивный. Надо полагать, художники заранее договорились с небесной канцелярией о таких природных декорациях, дабы полнее оттенить весь пафос события: творческое объединение «Перекресток» при большом стечении народа открывало в Малом зале городского музейно-выставочного центра выставку «16-я антикризисная».

В день вернисажа лил дождь, причем не просто сильный, а еще и неприлично депрессивный. Надо полагать, художники заранее договорились с небесной канцелярией о таких природных декорациях, дабы полнее оттенить весь пафос события: творческое объединение «Перекресток» при большом стечении народа открывало в Малом зале городского музейно-выставочного центра выставку «16-я антикризисная».
Судя по всему, члены творческого объединения имели в виду не только и даже не столько пресловутый глобальный экономический кризис, хотя на художниках, которых не без основания причисляют к «коммерческим», он несомненно сказался: изобразительное искусство трудно отнести к предметам первой необходимости, и его потребители определенно сократили свои расходы по этой части. Но ведь и испортивший приятную осеннюю погоду мощный циклон тоже можно счесть кризисом. Есть и еще одно обстоятельство:
– Мы заметили, что пару лет назад с наших афиш как-то само собой ушло слово «молодые», – констатировал, открывая выставку, идеолог творческого объединения Георгий Володько. – Многие из нас перешагнули рубеж сорокалетия, а в этом возрасте многих настигает кризис среднего возраста. Но мы, как вы видите, молоды, бодры, и никакой кризис нас не коснулся!
Это уж точно. Все происходившее идеально точно описывалось бессмертной фразой: «На улице идет дождь, а у нас идет концерт». После сурового уличного монохрома неосторожный зритель мог получить ожог сетчатки – с колористической гармонией многие члены «Перекрестка» не церемонятся и в буйстве красок себя не ограничивают. Некоторые, впрочем, испытали и культурный шок: оказывается, есть еще в Твери люди, не знакомые с творчеством этого объединения. Привыкшая за годы работы в картинной галерее к благородному классическому искусству нынешний заместитель директора центра Инесса Петрова, увидев экспозицию накануне, потеряла дар речи, который к ней не вернулся и на вернисаже.
Самым «антикризисным» оказался последний зал, где на дальней стене уже окончательно изумленного зрителя встречает «бильярдная» серия Татьяны и Георгия Володько – достойные пера дедушки Крылова басенные сюжеты с участием непременных прозрачно-символических представителей животного мира, написанных с исключительным пафосом. В этом контексте не пугают даже фантастические миры Антона Горцевича, в начале экспозиции устрашающие неискушенного зрителя своей пластикой, которую художник старается оттенить посредством ярчайших цветовых контрастов.
Как нарочно, именно в этом зале устроители разместили работы Олега Иванова. Автопортрет «Пустые холмы», для пущего эффекта подсвеченный изнутри, вполне укладывается в «антикризисную» концепцию, поскольку выглядит веселенько. А вот небольшая притулившаяся в уголке вещь «Мой маленький Франкенштейн», составленная из обрывков старых газет и бренных останков насекомых, по преимуществу бабочек, при ближайшем рассмотрении может и напугать. Эдакое memento mori в контексте всеобщего праздника – что может быть естественнее для русского характера?..
Нашлось в экспозиции место и для пограничных жанров: на специальной подставочке размещен «литературный объект» Владимира Полунина. В режиме вернисажа внимательно прочитать этот опус не представилось возможности, поскольку как раз в этом зале весь вечер играла дивная этническая группа «Ашель», замечательным образом не сочетающаяся с экспозицией и потому добавившая происходящему оттенок «шикарного кошмара». Удалось понять лишь, что однофамилец великого клоуна предпринял фундаментальное исследование такого явления, как куротерапия, некоторым образом напоминающее «прогоны» достопамятного Сергея Курехина. В эту выставку вписалось даже дефиле: Лариса Ишиева представила свою коллекцию «Черное и белое», в которую вошли как сложные построения из объемных драпировок, так и элегантные в своей простоте платья, в которых продвинутая барышня могла бы и прогуляться по улице (разумеется, в приличную погоду), и прийти… ну, к примеру, на этот вернисаж.
«Перекресток», впрочем, тем и интересен, что на нем встречается несопоставимое и несочетаемое. Обнаружились в экспозиции и простенькие наивно-реалистические пейзажи Олега Андреюка, и вполне гогеновская «Тишина» Андрея Каравайцева, и написанные им же не лишенные элегантности большие натюрморты из серии «Творческий стол», и весьма занятная резьба по дереву Максима Телешева – похожие на тульские пряничные доски композиции «Михаил Тверской» и «Чудо Георгия о змие». Он же выставил совсем уж неожиданный в этом контексте графический лист «Преподобный Нил», выполненный тончайшим образом совершенно в духе XVIII века.
У входящих в это объединение живописцев обнаружилась весьма любопытная тенденция: как минимум два художника предпочитают использовать масло как скульптурный материал, превращая картины практически в барельефы. Выглядит это, надо сказать, любопытно: краски то остаются чистыми, то смешиваются как бы самопроизвольно, создавая изрядный декоративный эффект, который довершают играющие на фактурной поверхности блики от мощной подсветки. Но можно сделать и с точностью до наоборот: Максим Кузин использует вместо красок синтетические пасты, либо создавая нечто похожее на витражи, либо, как в очаровательной «Свадьбе грузинского князя», добиваясь «керамического» эффекта, замечательным образом соответствующего сюжету.
Оказалось, что «антикризисное» художественное буйство отличается одним странным свойством: оно примиряет с собой даже записных скептиков, тех, кто сумел пережить культурный шок. Неожиданно благодушной оказалась преподаватель Венециановки Тамара Гречишкина – вообще-то дама очень строгих правил. Кажется, она сама себе удивилась:
– Мне понравились даже те работы, которые никак не должны были бы нравиться. Но если бы мне даже ничего не понравилось – радостно, что мы наконец собрались все вместе и увидели друг друга.

Автор: Наталья ЗИМИНА
88

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость