24 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 16.09.2014

Ни мили без ремонта

Фотограф: ETORETRO . RU, TRAVEL - CAM . NE

Первый командир легендарной «Авроры» Иван Сухотин родился в нашей губернии

Первый командир легендарной «Авроры» Иван Сухотин родился в нашей губернии

Хотя выстрел легендарного крейсера в октябре 1917 года был холостым, он до сих пор отдается эхом в судьбах людей. Но и к тому моменту «Аврора» уже имела немалую историю.

Германская угроза на Балтике заставила в 1896 году заказать дополнительно три крейсера, одним из которых стала «Аврора». Исполнителем заказа был выбран Балтийский завод. Ход строительства непосредственно контролировал управляющий Морским министерством вице-адмирал Павел Тыртов /новоторжский дворянин. — В.В./. 11 мая 1900 года в присутствии императорской семьи и под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду.

Летом 1901-го прошли испытания водонепроницаемости кормового и носового котельных отделений, и по их результатам проведена доработка. Основные задержки были связаны с изготовлением брони для боевой рубки, защиты снарядных подъемников и приводов управления рулем. Почти все проблемы удалось решить, но 1902 год крейсер встретил с рубкой без броневой рубашки, которую установили лишь в мае.

К тому времени готовность «Авроры» приблизилась к стопроцентной, в чем велика заслуга командира корабля капитана 1-го ранга Ивана Сухотина.

Сын предводителя дворянства

Он родился 24 сентября 1854 года в стоящем на высоком левом берегу Тьмы селе Стружне Новоторжского уезда в семье капитан-лейтенанта Российского флота. Его отец Владимир Иванович владел несколькими имениями в Верхневолжье: Трестино в Осташковском уезде, Орлово в Старицком уезде и Князево (родина Лемешева) в Тверском уезде. Впоследствии он был предводителем уездного, а затем и губернского дворянства. В 1874-м в Стружне была освящена построенная при участии Владимира Сухотина каменная Троицкая церковь (ныне полуразрушена).

Его сын Иван выпустился в 1875 году из Морского корпуса и на следующий год был произведен в мичманы. Еще через два года он окончил минный офицерский класс и больше 10 лет служил на Балтийском флоте и на Тихом океане. А в январе нового XX столетия в чине капитана 1-го ранга Сухотин-младший принял под свое командование строящийся крейсер «Аврора».

28 июля 1902 года «Аврора» вы­шла в первое плавание, направляясь в Кронштадт. На борту находились командир крейсера капитан 1-го ранга Сухотин, заводские специалисты и половина команды. Плавание прошло успешно. Несколько месяцев продолжались приемные испытания. Шли они не очень гладко.

9 ноября механизмы непрерывно проработали шесть часов. Но командир крейсера Сухотин и старший механик Петров отказались принять машины из-за отхода от реальных условий эксплуатации корабля: трущиеся детали непрерывно поливались высококачественным маслом (его расход в 18 раз превышал запланированный объем!) и водой, использовался отборный уголь, а численность обслуживающего персонала вдвое превосходила предписанную по штату.

Автор замечательной книги о строительстве и судьбе крейсера «Аврора» Лев Поленов писал:

«Постройка велась без плана и четкого графика, по незавершенному проекту, с внесением бесконечных изменений и дополнений в уже разработанные чертежи. Все это, особенно в условиях бюрократической машины Морского министерства и принятых в России порядков, сказывалось на сроках и проявилось на завершающем этапе – испытаниях».

По морям и океанам

14 июня 1903 года состоялись итоговые испытания крейсера, который уже ждали на Дальнем Востоке, и через два дня «Аврора» вошла в состав Российского флота. Ей предстояло срочно соединиться с направленным на Тихий океан большим отрядом кораблей под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. 25 сентября Сухотин отдал приказ сняться с якоря.

При переходе в Средиземное море крейсер попал в сильный шторм, во время которого обнаружилась, как и предполагал Сухотин, масса недоделок, о чем он и сообщил в рапорте управляющему Морским министерством. В Портленде выполнили необходимый для продолжения плавания ремонт и двинулись дальше. В конце октября «Аврора» присоединилась к отряду в итальянской Специи. Контр-

адмирал Вирениус дал всего две недели на устранение неисправностей, и под контролем нашего земляка были проведены обширные работы в машинной установке.

Весь отряд сосредоточился в тунисской Бизерте, а 21 декабря «Аврора» в его составе вышла в Пирей. Поломки продолжались, и, защищая старшего судового механика крейсера Петрова перед адмиралом Рожественским, решившим снять того с должности, все происходящее с механизмами «Авроры» командир объяснял «общим неудовлетворительным состоянием машин», которые были отмечены ими обоими в акте при «приемке в казну».

Конфликт удалось погасить, и из Греции «Аврора» направилась в Порт-Саид, прибыв туда в последний день 1903 года. Ровно через месяц в Джибути было получено известие о начале войны с Японией, а 2 февраля пришло Высочайшее повеление о возвращении в Россию. Преодолев массу трудностей на обратном пути, 5 апреля 1904 года «Аврора», окончив плавание, бросила якорь в Либаве (нынешняя Лиепая, Латвия). На всем переходе туда из Джибути машины и котлы корабля работали удовлетворительно, без поломок. Личный состав механической части крейсера добился, наконец, бесперебойного действия механизмов.

Пост сдал

Капитан Сухотин начал готовить крейсер к новому плаванию и не ошибся. Через два месяца, с началом навигации, «Аврора» перешла под его командованием в Кронштадт и была включена в состав формировавшейся Второй Тихоокеанской эскад­ры. Подготовкой ее кораблей занимался главный командир флота и портов, начальник обороны Балтийского моря вице-адмирал Алексей Бирилев /калязинский дворянин. — В.В./ под общим руководством начальника Главного морского штаба контр-адмирала Зиновия Рожественского, который и стал командующим эскадрой.

Неожиданно 11 июля 1904 года командиром крейсера «Аврора» был назначен капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сменивший на этом посту Сухотина. Новым старшим судовым механиком вместо Петрова стал Гербих. Историки считают, что эти спешные перестановки были вызваны личными предпочтениями Рожественского, а отнюдь не какими-то упущениями по службе прежнего командования крейсером.

Дальнейшая судьба «Авроры» уже не пересекалась с флотской службой нашего земляка. Крейсер участвовал в учениях на Балтике, а 2 октября Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» попала в отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и через две недели пришла в Танжер. Затем состоялись переходы до Габона и Мадагаскара, где были получены известия о падении Порт-Артура, гибели Первой Тихоокеанской эскадры и подвиге крейсера «Варяг».

Путь через Индийский океан стал одним из труднейших участков маршрута, но 26 марта 1905 года эскадра миновала Малаккский пролив и начала подготовку к встрече с японцами. 1 мая корабли направились от берегов Индокитая во Владивосток и в ночь на 14(27) мая вошли в воды Корейского пролива у острова Цусима.

В 6.30 утра на горизонте по правому борту был замечен японский разведчик «Идзуми». Рожественский провел перестроение эскадры. Отряд крейсеров получил задачу действовать в бою самостоятельно, выполняя охрану транспортов. В 13.20 грянул Цусимский бой, продолжавшийся почти шесть часов. «Аврора» получала одно повреждение за другим и едва избежала попадания торпеды. Капитан 1-го ранга Егорьев скончался от смертельного ранения в голову. Во время сражения на «Авроре» осколками шесть раз был сбит флаг, но его неизменно поднимали на место.

Около семи вечера артиллерийский бой из-за наступающей темноты закончился. В команде «Авроры» были убиты один офицер и девять матросов, а восемь офицеров и 74 ниж­них чина получили ранения. Сражение было полностью проиграно. Из 29 наших боевых кораблей, принявших в нем участие, осталось 11.

После подписания 23 августа Портсмутского мирного договора между Россией и Японией «Аврора» начала готовиться к возвращению на Родину.

15 октября русские корабли покинули Манилу. Новый год они встретили в Красном море, а 3 февраля крейсер прибыл во французский Шербур. На завершающем отрезке пути в Северном море «Аврора» попала в сильный шторм, но выдержала его, и 19 февраля 1906-го бросила якорь в порту Либавы, откуда 458 дней назад вышла на Дальний Восток в составе Второй Тихоокеанской эскадры.

Осенью 1907 года наш земляк капитан 1-го ранга Иван Сухотин вышел в отставку с присвоением чина контр-адмирала. Первый капитан «Авроры», прошедший на ней тысячи миль по Атлантике, Средиземноморью и Индийскому океану, скончался в Петербурге 11 января 1913 года и похоронен на Смоленском кладбище.

Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
267

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость