21 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 04.08.2009

Творцы настоящего или пленники прошлого?

От ответа на этот вопрос зависит не только личный успех каждого из нас, но и будущее России. На очередном Экономическом форуме в Твери вновь рассматривались актуальные проблемы экономики, информатизации страны, резервы и пути выхода из кризиса. С учетом информации, прозвучавшей на форуме, предлагаем поделиться мыслями по использованию информационных технологий в ходе решения задач национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Обоснование конкретики предложений, касающихся проблемы информатизации, позвольте начать с истории.

От ответа на этот вопрос зависит не только личный успех каждого из нас, но и будущее России. На очередном Экономическом форуме в Твери вновь рассматривались актуальные проблемы экономики, информатизации страны, резервы и пути выхода из кризиса. С учетом информации, прозвучавшей на форуме, предлагаем поделиться мыслями по использованию информационных технологий в ходе решения задач национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Обоснование конкретики предложений, касающихся проблемы информатизации, позвольте начать с истории.
Свой рывок развития в первой четверти прошлого века наша страна сделала за счет ликвидации всеобщей безграмотности и активного вовлечения в управление, науку и производство энтузиастов из молодого поколения. Поголовная грамотность и первичное образование всех слоев населения явились тем самым катализатором не только производственных решений, но и социальных, образовательных, научных, культурных, технических, оборонных. Эта база позволила нашей стране победить в Великой Отечественной войне, справиться с ее последствиями и сравнительно успешно развивать свою экономику до начала
80-х годов.
Известно, процесс технологического развития не стоит на месте. В самом конце ХХ века большинство наших соотечественников встало перед новым серьезным вызовом. Им стали вулканический прирост информации и абсолютно новые средства коммуникаций, с которыми население России пока не в состоянии справиться – мешает низкая информационная культура.
Уровень информационной культуры можно смело иллюстрировать простым примером: по данным различных источников, зрелые и пожилые владельцы сотовых телефонов используют всего лишь от 12 до 7 процентов тех возможностей, которые представляют разработчики и операторы сотовой связи. Более молодые владельцы – от 45 до 83 процентов этих возможностей. Для сведения: у современного сотового аппарата не менее сотни функций!
Говоря об информационной малограмотности населения, мы, конечно, не имеем в виду способности и возможности специалистов по информатике, отдельных научных работников, специалистов силовых структур, некоторых служащих аппарата власти, работников СМИ и, конечно, работников банков и коммерческих структур. Но они не дают гарантий нового витка информационного развития общества, ибо пока узок их круг.
В условиях кризиса страна чрезвычайно нуждается в инструментах мотивации вовлечения всех слоев населения в сферу информационной культуры. И в первую очередь это касается детей, подростков, молодежи и молодых специалистов.
Определяя отраслевые задачи по информатизации нашего общества, Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что во время экономического кризиса резервы информационных технологий стали особенно актуальны. Он также обратил внимание на роль дистанционной подготовки исполнителей национальных проектов и значение непрерывного обучения, в первую очередь для специалистов приоритетных направлений развития. При этом президент напомнил, что уровнем непрерывного обучения с использованием информационных технологий (ИТ) в США охвачено 82 процента специалистов, а в России – пока 2,5.
Сегодня среди сложностей по реализации национальных проектов выделяется как одна из главных проблем – образовательная. Этот вывод сделан на основании того, что результаты реализации задач, поставленных в национальных проектах, не могут быть выше профессиональных возможностей и информационной готовности их исполнителей. Именно такой уровень готовности, без возможности использования ИТ в своей работе, и получают исполнители национальных проектов при традиционном обучении.
С позиции неохваченных резервов профессии совершенно в новом качестве предстает роль дистанционной формы последипломного обучения специалистов. Возможности этой формы обучения, предоставляющей условия для непрерывного профессионально-педагогического и научно-практического общения лиц, ее освоивших, используются чрезвычайно мало.
В учебных заведениях страны сегодня действует более полутора десятков форм дистанционного обучения (ДО). Такое положение надо только приветствовать, признавая за каждой формой ДО право поиска своего пути к освоению прикладных вопросов информационной культуры и информатизации.
К сожалению, большинство из существующих форм ДО не может быть использовано при последипломном обучении врачей. Здесь имеется своя специфика, есть   значительные отличия от переподготовки учителей, инженеров, исследователей, юристов, экономистов. Мнения специалистов многих стран  говорят о том, что в основе механизма последипломного обучения врачей должна быть заложена «…пролонгированная плановая последовательность специально организованных и преемственных актов общения между профессионалами разного уровня…», к которым относятся врач-учитель и врач-ученик.
Много лет занимаясь технологиями непрерывного обучения, используя опыт применения ИТ в клинической, научной и педагогической работе, мы считаем, что проблема информатизации страны напрямую связана с эффективностью реализации национального проекта «Образование». И причин у этой зависимости видим две.
Первая: резервы ИТ уникальны и неоценимы в вопросах подготовки кадров. Эти резервы расширяют палитру деятельности любого специалиста.
Вторая: дистанционное обучение является для значительной части населения России единственно реальным путем в информационную культуру.
Обучение исполнителей национальных проектов тормозится ситуацией, в которой сегодня оказались учебные заведения. Ведь хорошо известно, что экономический кризис коснулся судьбы каждого бюджетного учебного заведения, включая и медицинские.
Речь идет о весьма болезненных реалиях. Дело в том, что основной объем деятельности любого российского медицинского вуза реализуется в рамках очного, додипломного обучения. Сравнительно меньшая доля деятельности отводится на последипломное дополнительное обучение (ПДО).
Иная картина в большинстве зарубежных медицинских вузах (как и вузах других специальностей и профилей). Полным приоритетом в их деятельности обладает именно последипломное обучение (ПДО). При этом на каждого  студента приходится от 3 до 7 курсантов ПДО, практикующих врачей, которые непрерывно повышают свою квалификацию. Именно благодаря участникам ПДО формируется основа бюджета зарубежных учебных заведений. За счет такой модели обновления знаний там вузы выживают при любом экономическом спаде.
Проблемы здравоохранения и высшего медицинского образования наиболее эффективно можно решать за счет использования резервов и возможностей информационных технологий. При этом можно выделить три перспективных направления.
– усиление роли врачей общей практики для сохранения здоровья членов семьи;
– инновационный потенциал «телемедицины»;
– проведение всеобщей диспансеризации как единственного средства мониторинга здоровья населения.
Активизацию приоритетных направлений справедливо связывают со значительными резервами сохранения здоровья граждан. В тех странах, где различные их модели были успешно внедрены, социальная политика государства в области здравоохранения неизменно получала значительное развитие.
Подобный подход к совершенствованию медицинской помощи населению заставляет по-новому взглянуть на многие задачи национального проекта «Здоровье» и выделить особую роль ИТ в формах обязательного планового непрерывного обучения врачей, медицинских сестер и других медицинских работников.
Но сразу надо сказать о том, что успех механизма действия нашей модели дистанционного ПДО во многом зависит от объединения профессиональных и информационных мотивов и интересов тех, кто учит и тех, кто обучается.
Действия Тверской государственной медицинской академии по освоению технологий непрерывного дистанционного обучения вполне совпадают с задачами в области ИТ-технологий, которые настойчиво продвигает в Тверском регионе губернатор Дмитрий Зеленин.
Академия много лет достаточно эффективно работает по внедрению ИТ в диагностику и лечение пациентов, а также в процесс управления вузом.  Сегодня в академии реализуется шестилетний информационный проект, связанный с проведением открытого и непрерывного очно-дистанционного семинара по последипломному обучению специалистов системы здравоохранения и преподавателей медицинских учебных заведений.
Для обеспечения непрерывности обучения и поднятия уровня практической подготовки группа специалистов высшей медицинской школы создала модель непрерывного очно-дистанционного последипломного обучения. Она получила название «Проект ОНОДС». В нем используются достижения информатики, отечественной дидактики и психологии с элементами аналитики, систематики и креатики.
Схема и технологии модели проекта неоднократно использовались на деловых играх и семинарах среди курсантов факультетов усовершенствования врачей и факультетов повышения квалификации преподавателей. Модель очно-дистанционного последипломного обучения и ее технологии были рассмотрены и одобрены Всероссийским учебным и научно-методическим центром Росздрава и рядом экспертных организаций.
Реализация проекта ОНОДС в полном объеме на базе академии была начата в 2007/08 учебном году.
В академии действует учебный и научно-методический Центр медицинских дистанционных обучающих технологий, работает отдел дистанционных форм обучения, информатики и телемедицины, подготовлены руководители нескольких элективных курсов по дистанционному обучению. Налажено плановое очно-дистанционное обучение врачей и преподавателей вуза, планируется обучение врачей и преподавателей медицинских училищ. Готовится последипломная дистанционная подготовка специалистов из других стран.
Сегодня начальный период освоения целей и задач проекта ОНОДС силами академии завершен. Дело за следующим шагом – за внедрением опыта обученных в академии врачей в повседневную работу учреждений практического здравоохранения. И этот шаг далеко не простой, он потребует принятия ряда созидательных решений. Хотя первые шаги уже сделаны. В настоящее время проводятся совместные мероприятия по организации информационных условий для непрерывного обучения врачей общей практики и врачей-стоматологов в Торжке, Осташкове и еще в нескольких районах Тверской области.
Большинство приемов информационных технологий, апробированных на базе Тверской медицинской академии, можно с успехом применять не только при последипломном дополнительном обучении врачей, провизоров, медсестер и других медицинских работников. Рассматриваются варианты двусторонних договоров о применении дистанционных образовательных технологий «Проекта ОНОДС» в ряде технических, гуманитарных высших и средних учебных заведениях РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья.
С учетом того, что переподготовка и усовершенствование врачей считаются одним из сложнейших видов ПДО, мы можем предложить свой опыт и возможности непрерывных дистанционных форм для дополнительного обучения и переподготовки других специалистов Тверской области, потерявших работу.
При этом мы не претендуем на абсолютизм приоритета своего опыта в высшей или средней школе той или иной специальности. Мы готовы поделиться опытом информационных, дидактических, психолого-педагогических, аналитических и креативных методик, которые используются при последипломном дистанционном обучении врачей, опытом учебно-методических приемов разработки учебно-методической документации. Мы сможем помочь преподавателям оптимально сформировать задачи и цели профессионального дистанционного последипломного обучения специалистов своей отрасли.
С более подробной информацией, видеоматериалами и презентациями по последипломному очно-дистанционному обучению можно познакомиться на официальном сайте Тверской государственной медицинской академии (odo.tvergma.ru).
Мы уверены в том, что предлагаемый вариант последипломного дополнительного обучения в форме «Проекта ОНОДС», является одним из оптимальных инструментов по информатизации страны и единственным путем для освоения телемедицины. Как известно, первые опыты постановки диагноза с помощью телемедицины прошли успешно в Тверской области.
На наш взгляд, цепочки главных созидательных и развивающих активов выхода из кризиса можно графически представить в следующей последовательности: непрерывное дистанционное обучение –> развитие информационной культуры –> информатизация страны –> повышение качества товаров и услуг –> решение задач национальных проектов.
Решение каждого из активов выхода из кризиса зависит от нас, мы сами господа нашего будущего, как бы мы ни были стеснены в настоящем результатами нашего прошлого.

Автор: Михаил КАЛИНКИН
51

Возврат к списку

Игорь Руденя: переход на цифровое вещание — это новые возможности по повышению качества жизни населения
20 ноября губернатор Игорь Руденя провёл заседание Правительства Тверской области. Первый вопрос повестки дня был посвящён переходу региона на цифровое телевещание. 9 ноября текущего года состоялся запуск второго мультиплекса цифрового телевещания. В настоящее время 20 телеканалов в цифровом качестве доступны жителям на всей территории Верхневолжья.
20.11.201817:40
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость