21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 29.07.2014

Особый взгляд на СССР

Фотограф: АРХИВ «ТЖ»

Творчество Александра Самохвалова – это вольный гимн человеку и труду

Творчество Александра Самохвалова – это вольный гимн человеку и труду

Несколько лет назад в Академии славянской культуры готовился к изданию сборник искусствоведческих работ преподавателей и студентов. Одна из публикаций была посвящена иллюстрациям Александра Самохвалова к роману Лиона Фейхтвангера «Лженерон». Цикл рисунков этого художника, напоминавших по своей мощи работы мастеров итальянского Возрождения, произвел на меня очень сильное впечатление.

До этого я знал, пожалуй, только его известную всем «Девушку в футболке», которую нередко называют «советской Джокондой». Да еще то, что автор картины — наш земляк. Более пристальное обращение к его творчеству открыло мне целый художественный мир со своей особой эстетикой, культом здоровья, молодости и труда.

Механика из него не вышло

Александр Самохвалов родился 21 августа 1894 года в Бежецке в семье мещан. Отец был купцом, а мать вела хозяйство и воспитывала четырех детей. Уже после кончины художника, в 1977 году, вышла книга его воспоминаний «Мой творческий путь» — глубокая, светлая и искренняя. Много страниц в ней посвящено детству.

«Я помню женщину, загорелую и статную, на шее у нее голубые бусы — я думал, что она приплясывает, а она жнет. А рядом с нею молодая, красивая — она жнет так красиво, что у меня в груди заиграла музыка... И мне тогда же сказали, что жать — это труд очень тяжелый». И еще, уже о Бежецке, где семья поселилась на Большой улице: «Близко была площадь, собор, базар, ярмарка, балаганы, городской сад, цирк, карусель, река, лодки, плоты, дрова, мост, кузница, за мостом — штаб и деревня. На том берегу пасутся коровы… Я просыпался рано и бежал в сад, чтобы умыться росой, добегал до реки, и там открывались мне дали и вправо, и влево... Для меня это было чудо и переполняло мою душу радостью познания».

Саша поступил в механико-техническое училище в Калязине, но был исключен из него за участие, как писал он сам, в «школьном революционном движении». Вернувшись в родной Бежецк, юноша окончил только что созданное реальное училище. В домашней библиотеке директора Максакова он прочитал книги о египетской литературе и истории, об африканской поездке Петрова-Водкина, о Сезанне, о Пикассо и о других мастерах мирового искусства, познакомился с поэзией Александра Блока. «И Блок в какой-то мере стал моим учителем жизни».

В начале 1910-х годов Самохвалов переехал в Петербург, где учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств, каждое воскресенье посещал Эрмитаж или Русский музей. Когда академия после революции закрылась, ему пришлось вернуться из голодного Петрограда в Бежецк. Но надо было завершать образование, и Александру удалось сделать это в Петроградских свободных художественных мастерских, где он проучился еще три года.

Эту кондукторшу не забудешь

Трудно сказать, как повернулась бы творческая судьба Самохвалова, если бы не его участие в экспедициях по зарисовкам и обмеру древнерусских архитектурных памятников и работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге. Фресковая живопись потрясла его, и наш земляк, как никто другой, перенес некоторые ее композиционные и колористические приемы в свою живопись. Его «Кондукторша», как это ни парадоксально, более всего напоминает «Богоматерь Оранту» и остается в потрясенной памяти навсегда.

Самохвалов писал портреты, жанровые картины, пейзажи, занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Ему принадлежит приоритет в создании первых образов советских людей. Не соглашусь с теми, кто скептически смотрит на его портреты метростроевок и спорт­сменок. Здесь воспевается не идеология, а надежда, светлая ясность помыслов, стремление радостных и сильных людей трудиться на благо страны. Причем это не фотографии и не плакаты, а талантливые произведения живописи. Автор художественно запечатлел эпоху, несколько романтизировав ее. Можно назвать десятки работ Самохвалова, представляющих в совокупности панораму портретов рабочих людей и по-своему героических трудовых будней. В официальных по смыслу произведениях художнику удалось сохранить дух свободы, вольности, раскованности, и в этом отношении он тоже уникален. Трудно определить его стиль, который я бы назвал «мифологическим реализмом», настолько он уходит корнями в античность.

Конечно, Самохвалову приходилось писать картины и на заказ. Но и в тех случаях, где мы видим на его полотнах фигуры вождей, не они являются центральными персонажами, а живые люди или события. Очень тонко понимавший его творчество народный художник СССР, академик Евгений Кибрик писал: «Особенным я называю Самохвалова потому, что художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства...».

Одним из самых знаковых произведений советского искусства стала неизъяснимо привлекательная самохваловская «Девушка в футболке» (1932). Наш земляк вспоминал: «Я принес эту работу на открывающуюся выставку и поставил у стенки, на которой собирался ее повесить, но надо было получить санкцию жюри и выставкома. И.Э. Грабарь проходил через наш зал, и я обратился к нему с просьбой, показывая на «Девушку в футболке», найти возможность собрать жюри и просмотреть мою работу. Мне очень хотелось включить ее в экспозицию. Грабарь оборачивался то на меня, то на «Девушку», ни слова ни говоря, и я волновался, что же это будет… Но вот он с некоторой восторженностью высказал: «Для этого не нужно никаких жюри! Это брависсимо!» — и обеими руками пожал мою руку».

В споре между Третьяковкой и Русским музеем за приведшую всех в восторг картину победила Северная столица, где жил художник. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже картина была удостоена золотой медали. А Самохвалов кроме этой награды получил еще два Гран-при: за панно «Советская физкультура» для советского павильона и за иллюстрации к «Истории одного города» своего земляка-калязинца, великого сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина.

Заслуженная слава

С середины 1920-х годов Самохвалов в течение многих лет сотрудничал с издательствами «Радуга» и «Детгиз». Изумительны его детские книжки «Наш город», «Ночные страхи», «Водолазная база», «Мстительный Худжар» и другие. В некоторых из них ему принадлежат и тексты, и иллюстрации.

Обретя заслуженную славу, Александр Николаевич творил и как театральный художник. После войны он преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи Мухинского училища, создал замечательную серию женских портретов, несколько его выставок прошло в 1960—1970-е годы в Ленинграде и Москве. В 1967-м за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства наш земляк удостоился ордена Ленина и звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Александр Николаевич скончался 20 августа 1971 года и похоронен на Комаровском кладбище — неподалеку от могилы Анны Ахматовой, которая в годы его юности жила под Бежецком. О малой родине художник написал в книге воспоминаний следующие строки: «Теперь, когда я узнал много городов нашей Родины, мне стали понятны те ценные особенности нашего Бежецка, которых я тогда не то что не замечал, нет — я их чувствовал и воспринимал, но не придавал им того значения, которое они имели вообще и для меня — в частности. И это значение я понял и оценил именно тогда, когда утратил связь со своим городом».

Вячеслав ВОРОБЬЕВ,

профессор Государственной академии славянской культуры

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ
222

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость