24 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 21.07.2014

Достопамятные страницы

Фотограф: ТОКГ

История и коллекция картинной галереи в новом каталоге

История и коллекция картинной галереи в новом каталоге

Через два года коллекциям художественного музея Верхневолжья, который признается специалистами и посетителями одним из крупнейших в стране, исполнится сто пятьдесят лет. Дата солидная, дата значимая и для картинной галереи, и для региона в целом.

К этому историческому событию готовятся уже сейчас. Прежде всего стоит сказать о том, что полным ходом, с опережением графика идет реставрация Императорского дворца, в который галерея вернется после окончания ремонтных работ. Восстановление памятника, в котором располагается музей, позволит увидеть больше произведений искусства, составляющих собрание галереи. Причем произведений, созданных в разные эпохи, в разных странах, разными мастерами. Пока же дворец готовится принять почти сорокатысячную коллекцию, сотрудники галереи рассказывают о ней в книгах, которые станут прекрасным подарком для всех ценителей искусства.

Совсем недавно увидел свет сборник «Тверская картинная галерея. История. Коллекция» – изящная книга, выдержанная в стилистике всех изданий, которые выпускает музей. На первой странице ее обложки – фотография курдонера Императорского дворца, сделанная в начале XX века. К тому времени, как известно, во дворце уже размещались художественные ценности, сама же галерея входила тогда в состав «Тверского музеума». В обстоятельной вступительной статье, автором которой выступил Владимир Биберин, изложена богатая событиями история галереи и ее коллекции. Интересно, например, узнать, что «Тверской музеум», задуманный как историко-археологический и промышленный, уже в своей первой экспозиции имел произведения искусства – портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя астрономических часов, ржевитянина Волоскова, купца Савина. Эти работы были включены в состав раздела «Достопамятности» и составили впоследствии основу будущего собрания. Оно пополнялось, как показывает Владимир Биберин на конкретных примерах, из разных источников, главным из которых стали усадебные коллекции. Из них-то и сформировалось ядро собрания классического искусства, не потерявшее своей значимости и до настоящего времени. К 1929 году в фондах музея хранилось уже более тысячи предметов, а во дворцовой церкви и прилегающих к ней залах была открыта экспозиция произведений русского и зарубежного искусства, получившая название «Картинная галерея».

Со временем в фондах появились картины Айвазовского, Левитана, Тыранова, братьев Чернецовых, Сурикова, Репина, Нестерова, Машкова. После войны внимание искусствоведов оказалось сосредоточено на творчестве художников, связанных с тверской землей, – так появился раздел с условным названием «Академическая дача», значительно пополнились «домоткановское» (Валентин Серов и его окружение) и «удомельское» (дача «Чайка») собрания.

Сейчас в галерее около 40 тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие России, Европы и Востока, – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Индивидуальность собранию придает одна из лучших в стране коллекций русского портрета XVIII века, в котором имеются истинные раритеты, а также коллекция монументального искусcтва XV–XX веков – фресок, мозаики, скульптуры. Понятно, что такое количество экспонатов, принадлежащих разному времени, невозможно представить даже в формате избранного, поэтому изданная книга – это первый выпуск, начинающий серию сборников, которые будут изданы позднее. Рассказывает он о русской живописи XVIII–XX веков и почти сразу же начинается с редчайшей вещи – датированного 1715 годом детского портрета Александры Ивановны Паниной, в замужестве Куракиной, неизвестного художника. Таких открытий на страницах книги читатель сделает массу. Дело даже не в произведениях, хорошо известных, а в самой форме подачи материала и в именах классиков русской живописи, полотна которых репродуцируются в альбоме. Листаешь его – и перед мысленным взором встает история отечественного изобразительного искусства, которую творили как художники первого ряда, так и мастера неизвестные. Причем речь здесь не только о живописи, но и в том числе о музыке – портрет Святослава Рихтера кисти Иосифа Серебряного украшает 116-ю страницу издания, завершает которое Валерий Ватенин и его картина «В мастерской» 1966 года. Но на этом история коллекции не заканчивается – это только ее середина.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
406

Возврат к списку

Губернатор Тверской области вручил награду «За волю к победе» на Кубке России по аквабайку
23 июня в акватории Волги в центре Твери прошли основные выступления участников Кубка России по аквабайку и первенства России по водно-моторному спорту в классах «аквабайк», которые стартовали в Тверской области 21 июня. Верхневолжье принимает чемпионат уже в третий раз. Соревнования посетил губернатор Игорь Руденя.

23.06.201821:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость