23 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.06.2009

Гениальный дилетант

Тема, название которой «Николай Александрович Львов», настолько широка и многообразна, что говорить и писать о ней можно бесконечно, и каждый раз будут появляться новые факты, новые материалы и новые проблемы. Тверские ученые совместно с коллегами из других городов уже несколько лет реализуют научно-исследовательский проект «Гений вкуса», в рамках которого изучают различные аспекты деятельности Николая Львова. Уже изданы четыре выпуска научных статей и материалов «Гений вкуса», а совсем недавно в печати появился и пятый том, продолжающий комплексное изучение творчества Львова.

Тема, название которой «Николай Александрович Львов», настолько широка и многообразна, что говорить и писать о ней можно бесконечно, и каждый раз будут появляться новые факты, новые материалы и новые проблемы.
Тверские ученые совместно с коллегами из других городов уже несколько лет реализуют научно-исследовательский проект «Гений вкуса», в рамках которого изучают различные аспекты деятельности Николая Львова. Уже изданы четыре выпуска научных статей и материалов «Гений вкуса», а совсем недавно в печати появился и пятый том, продолжающий комплексное изучение творчества Львова. Однако в отличие от предыдущих выпусков авторы книги Елена Милюгина и Михаил Строганов в центр своего внимания поставили историографию изучения разных сфер львовского наследия. Монография подводит итоги изучения творчества Львова в области разных искусств и, таким образом, готовит материалы к изданию собрания его трудов.
Действительно, в настоящее время о многогранности и неисчерпаемости мира, называемого Львовым, говорят очень часто, однако обстоятельных исследований всех сторон его деятельности не существует, а кроме того, все это разностороннее творчество не собрано воедино и потому не поддается учету и обстоятельному осмыслению. Энциклопедизм Львова сейчас оценивается чрезвычайно высоко, и поэтому оценки эти, выдержанные в панегирическом духе, и стали предметом критического анализа авторов книги, которые в основу плана своей монографии положили проспект будущего трехтомного издания львовских сочинений. В первый том войдут его литературные произведения, в том числе известный рукописный журнал «Труды четырех разумных общников», переводы литературных произведений, выполненные Львовым, произведения, связанные с музыкой и музыкальным фольклором. Второй том будет посвящен архитектурной деятельности Львова и его работам в области садово-паркового искусства. Третий том включит сочинения по разным хозяйствам и промыслам, служебные документы, биографические материалы. Именно по такому плану и строится пятый выпуск «Гения вкуса»: от пространственных искусств к искусствам мусическим, а от них к служебным документам и биографическим материалам.
Уже в предисловии критическое отношение авторов к известным отзывам о Львове дает очень любопытный результат. Прежде всего это касается ставшей теперь брендовой формулы, найденной Федором Львовым, – «гений вкуса». Категория вкуса применялась ко Львову многими его современниками, как показано в книге, потому что он сам много раз оперировал ею. Более того, современники подчеркивают не результативность работы Львова, а именно вкус, «скорее готовность к реализации проекта, нежели осуществление его». И каждый из близких друзей Львова видел в нем кто поэта, кто историка, кто художника, кто музыканта, хотя многие из них были в этих занятиях гораздо профессиональнее, чем Львов, явивший собой такой тип личности, которая как раз и нужна была дворянской усадебной культуре. Он был «гениальным дилетантом, «гением вкуса», а не обработки». Эта мысль в дальнейшем аргументированно доказывается на многочисленных примерах, допустим, в размышлениях о вкладе Львова в развитие усадебной литературы: его творчеству были присущи «литературная домашность», «своеобразие жанров», «принципиальный непрофессионализм», нежелание печататься и создавать себе литературное имя.
К еще более любопытным выводам исследователи приходят, анализируя садово-парковую деятельность Львова. В существующем в научной литературе перечне усадебных ансамблей, созданных им, значится 45 комплексов, из которых 13 – тверские. Другое дело, все ли они построены Львовым, ведь его авторство часто устанавливается на основе стилистического сходства и нигде не документировано. Авторы представляемой книги убедительно доказывают, что из всех усадебных ансамблей Львову абсолютно точно принадлежит только один – в родовом имени Никольское-Черенчицы. Анализ данных позволяет с большой степенью точности говорить о причастности архитектора к созданию усадеб Василево, Митино и Знаменское-Раек, с меньшей – к строительству Арпачева. Прямухино было построено, как недавно было доказано, Александром Бакуниным. «Грузины, Горницы, Переслегино, Тысяцкое, Щербово, Борок и Старая Дубровка могут быть атрибутированы Львову только предположительно, и только усадьбу Грузины мы можем атрибутировать Львову с достаточно вескими основаниями. Все остальные атрибуции следует признать вымыслом». Получается, что не все усадебные постройки, расположенные на территории современных Торжокского и прилегающих к нему районов, принадлежат Львову, как очень часто считалось практически всеми: а кто еще мог создать такую красоту?! Таким образом, Львов, конечно, «гений вкуса», но и, что теперь очевидно, уже не вполне «наше все».
Приведенные выше данные, конечно же, не исчерпывают всех уточнений и выводов, которые делают Елена Милюгина и Михаил Строганов, читатель новое для себя будет находить буквально на каждой странице. И ему совершенно необязательно быть профессиональным искусствоведом и культурологом, он просто должен испытывать живой интерес к русской культуре и искусству рубежа XVIII–XIX веков. Причем, если возникнет желание основательнее погрузиться в тему, в его распоряжении внушительнейший список литературы, вынесенный в сноски. Таким только образом, наверное, мы и сможем понять характер личности Львова, который во всех родах своей деятельности был гениальным дилетантом. Именно таким и полагалось быть барину-помещику, в сферу интересов которого должны были входить все сферы дворянской усадебной жизни. И Николай Львов поэтому и здания строил, и книги писал, и печи усовершенствовал, и то делал, и другое, и третье, и сочинил такие строки: «Послушай, мать сыра земля, // Ты целый век ничком лежала, // Теперь стеной к звездам восстала, // Но кто тебя воздвигнул? – Я!».

Автор: Петр РУЧНИКОВ
34

Возврат к списку

В Твери прошел выпуск суворовцев и офицеров академии ВКО
23 июня в Твери прошли торжественные мероприятия, посвященные выпуску офицеров-слушателей Военной академии ВКО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и Тверского суворовского военного училища.
23.06.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость