20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 17.06.2014

Закон открыл путь реформе

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

Состоялось заседание Совета руководителей представительных органов местного самоуправления при председателе Законодательного собрания Тверской области

Состоялось заседание Совета руководителей представительных органов местного самоуправления при председателе Законодательного собрания Тверской области

Значительная часть этой встречи была посвящена предстоящей реформе местного самоуправления.

По словам заместителя председателя Законодательного собрания, секретаря Тверского регионального отделения партии «Единая Россия» Ирины Блохиной, изменения в Федеральный закон №131 уточняют общие принципы организации местного само­управления. Они разработаны в связи с поручением Президента РФ Владимира Путина, которое руководитель страны озвучил в ходе Послания Федеральному Собранию в декабре 2013 года. Тогда глава государства призвал сделать местное самоуправление более независимым.

– Крайне важно, чтобы заложенная в федеральное законодательство идея о приближении муниципальной власти к жителям и повышении ее работоспособности была реализована в полной мере, – подчеркнула Ирина Блохина. – Секретарь президиума Генерального совета «Единой России» Сергей Неверов неоднократно говорил, что новый закон решает, в частности, проблему конфликтов, когда несколько влиятельных групп оспаривают друг у друга право управлять городом, забывая подчас об интересах его жителей, подменяют самоуправление откровенным самоуправством.

На заседании было отмечено, что со времени принятия в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» была проведена большая работа по улучшению деятельности районных и поселковых органов власти. За минувшие 10 лет в этот ФЗ были внесены 92 поправки. Однако коренным образом концепцию закона они не изменили, и нерешенных проблем у муниципалитетов по-прежнему остается немало.

Сейчас появилась возможность говорить о новом этапе в муниципальном строительстве, новых задачах государственной власти и органов местного самоуправления на ближайший период. Какие же основные правовые нормы обуславливают этот этап?

– Мы их разделяем на три группы, – рассказала членам совета председатель постоянного комитета Законодательного собрания по государственному устройству и местному самоуправлению Надежда Егорова. – Это изменение территориальных основ местного самоуправления, принципов формирования и избрания их органов, а также компетенции муниципальных районов и сельских поселений.

В разрезе территорий

Как известно, сегодня существует пять видов муниципальных образований: городские и сельские поселения, городские округа, муниципальные районы, а также внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В соответствии с законом к ним добавляются еще два вида – городской округ с внут­ригородским делением и внутригородской район.

Установлен порядок перевода муниципалитетов из одной категории в другую.

Надежда Егорова подчеркнула, что изменение статусов имеет существенное значение для жителей этих территорий, поскольку от этого зависит не только перечень вопросов, которые нужно будет решать руководителям муниципалитетов, но и действие ряда льгот и преференций, установленных законодательством РФ для отдельных категорий граждан. С другой стороны, этот процесс достаточно сложный и в ближайшее время вряд ли возникнет необходимость менять существующую в области систему:

- Необходимо учитывать, что преобразование обычных городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами соответствующих субъектов РФ и только в тех случаях, когда по их усмотрению для этого возникнет объективная необходимость.

В разрезе выборов

В первоначальной редакции закона для муниципальных районов был предусмотрен только один способ организации представительных органов – из глав поселений и депутатов поселковых представительных органов. Однако при доработке проекта закона Государственная дума учла предложения субъектов РФ, в том числе и Законодательного собрания Тверской области о принципах многовариантности формирования представительных органов муниципальных районов. В окончательной редакции закона представлены все существующие модели их организации представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

Субъекты РФ своими законами будут решать, каким образом следует формировать органы местного самоуправления и какими полномочиями наделять муниципального главу. Федеральное законодательство не обязывает их применять тот или иной вариант.

- Что касается выборов в районные собрания, то я сторонница избрания в них депутатов из числа глав сельских поселений и депутатов поселковых представительных органов, так как им хорошо знакомы местные проблемы и их работа принесет больше пользы, - поделилась с «ТЖ» своим мнением глава Княжьегорского сельского поселения Зубцовского района Марина Терешина.

Надежда Егорова обратила внимание членов совета, что в течение трех месяцев с момента принятия областного закона в соответствие с ним должны быть приведены уставы муниципальных образований.

В разрезе компетенций

Не менее важным, на взгляд Надежды Егоровой, является уточнение полномочий муниципальных районов и сельских поселений.

- Анализ практики применения законодательства показывает, что сегодня сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены задачами, которые им необходимо решать, и которые характерны для жизнеобеспечения в основном городских территорий, - подчеркнула она. - В результате районные органы власти фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия, а решают за поселения значительный круг вопросов местного значения. Поэтому законом установлен раздельный перечень полномочий городских и сельских поселений. В городских поселениях как было, так и осталось 39 вопросов, которыми им необходимо заниматься. А в сельских - их число сократилось с 39 до 13. Это организация и проведение досуговых мероприятий, развитие на селе физкультуры и спорта, работа с детьми и молодежью, обеспечение мер пожарной безопасности, охрана общественного порядка, благоустройство территории и ряд других.

По словам Надежды Егоровой, это тот минимум, который уменьшен быть не может, но при необходимости областной закон может его расширить, вплоть до 39.

- На мой взгляд, уменьшение числа полномочий у сельских поселений – абсолютно правильное решение, - сказал «ТЖ» глава Селижаровского района Алексей Титов. – У муниципалитетов забрали те вопросы, на решение которых средств попросту не было. Например, в нашем районе коммунальное хозяйство по соглашению с поселениями давно содержится за счет районного бюджета. Что же касается выборов глав исполнительной власти в районах, то я сторонник перехода на систему сити-менеджеров, которые станут избираться конкурсной комиссией и осуществлять свою деятельность по контракту. В этом случае у губернатора будет больше возможностей влиять на ситуацию на местах, так как половину состава конкурсной комиссии теперь назначает руководитель региона, а вторую половину – представительный орган муниципального образования. Это укрепит и вертикаль власти.

В заключение доклада Надеж­да Егорова отметила, что право, данное областным парламентам своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ, потребует создания механизмов по пересмотру источников доходов между региональными и местными бюджетами, которые должны быть определены Бюджетным кодексом РФ.

Комментируя предстоящую реформу, председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин подчеркнул, что областному парламенту предстоит огромная работа по внесению изменений в региональное законодательство о местном самоуправлении. Этому должно предшествовать широкое обсуждение с представительной и исполнительной властью муниципалитетов, с жителями поселений и городских округов.

- Вся работа должна завершиться к ноябрю, когда будут внесены изменения в уставы муниципальных образований, - сказал Андрей Епишин. – В целом же при проведении реформы местного само­управления многократно возрастает роль парламентов субъектов РФ. Принятые законы – а федеральное законодательство представляет нам широкие полномочия – будут определять модели развития каждого сельского поселения, каждого городского округа, с учетом мнения их руководителей и самих жителей.

Также на заседании совета спикер регионального парламента презентовал Стратегию законо­творческой деятельности областного Законодательного собрания 5 созыва. Планируется, что данный документ будет принят в сентябре нынешнего года.

Станислав ШУТОВ

Автор: Станислав ШУТОВ
32

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость