15 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Архив 10.06.2009

Где взять опытных управленцев?

С вступлением в силу 131-го Федерального закона о местном самоуправлении на территории Тверской области появилось 405 муниципальных образований. Это в десять раз больше, чем было прежде.
От слаженности работы муниципалитетов всех уровней зависит успех развития области и России в целом. Областная исполнительная власть, задавая общую стратегию развития, выполняет также миссию координатора этой работы. Рассказывает первый заместитель губернатора Михаил ЗАЙЦЕВ.

С вступлением в силу 131-го Федерального закона о местном самоуправлении на территории Тверской области появилось 405 муниципальных образований. Это в десять раз больше, чем было прежде.
От слаженности работы муниципалитетов всех уровней зависит успех развития области и России в целом. Областная исполнительная власть, задавая общую стратегию развития, выполняет также миссию координатора этой работы. Рассказывает первый заместитель губернатора Михаил ЗАЙЦЕВ:
– Сегодня одна из наших основных задач – помочь муниципалитетам первого уровня «стать на крыло». Практически каждую неделю я отправляюсь в один из районов области, где встречаюсь с народными избранниками, работающими на селе. Именно им в ближайшие годы предстоит общаться непосредственно с людьми. И именно от их умения быстро, четко и правильно реагировать на возникающие у людей проблемы и ставить их перед областной властью, зависит успешное развитие всего региона. В Твери вопросы, которые задают во всех районах, систематизируются и принимаются ответные меры. А вопросы у селян самые-самые разные. С 1 января этого года в соответствии с 131-ФЗ поселениям в полном объеме передано исполнение всех полномочий. Организация работы коммунальных служб, вывозка мусора, обеспечение пожарной безопасности – все теперь в руках муниципалитетов, за исключением одного – финансов. Требования закона вполне разумны, но как их исполнить, если годовой бюджет поселения, к примеру, всего 100 тысяч рублей? А требуется восстановить, а фактически создать заново за два-три года все то, что было изношено за прежние сорок лет.
Съезд глав муниципальных образований – это отличная площадка для общения, обсуждения проблем и выдвижения коллективных предложений в Законодательное собрание, каким образом на практике будут осуществляться принципы  местного самоуправления.
Еще одна актуальная тема – решение вопроса подготовки кадров. Вновь выбранные главы сельских муниципальных образований, безусловно, люди уважаемые, авторитетные, но… как говорил классик, увы, нет такой профессии – «хороший человек». Избраннику народа недостаточно обладать незапятнанной репутацией, при этом необходимо еще быть и профессионалом-управленцем. Чтобы в полной мере стать таковым, нужны и знания, и опыт практической работы, отсутствующий у большинства глав в силу объективных обстоятельств:131-й Федеральный закон, по которому они начинают выстраивать свою работу, в полном объеме только вступил в силу.
Сегодня много говорится о деловых качествах современного управленца. Все согласны с тем, что он должен быть высокопрофессиональным, инициативным, креативным, ответственным. Другой вопрос: где взять таких людей? Вообще решение кадрового вопроса сегодня, как говорил другой классик, задача архиважная и касается всех российских регионов. Не случайно для ее решения было создано такое серьезное, авторитетное общественное объединение, как Общероссийский совет муниципальной службы. В него вошли, к примеру, заместитель руководителя аппарата Правительства РФ В. Шамахов, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления
С. Киричук, начальник отдела муниципальной экономики Минэкономразвития РФ А. Широков, проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Д. Арефьев. Позицию всех регионов в совете озвучивают представители всего шести областей. Среди них есть и Тверская область, честь представлять которую доверена мне. Совет, как правило, работает в режиме выездных заседаний в различных российских городах, добившихся определенных успехов в решении проблем муниципального управления. Напомню, первый раз оно проводилось минувшим летом в Торжке, где на примере Торжокского межмуниципального центра была показана система подготовки кадров муниципальной службы. В сентябре – в Ульяновске, где обсуждались вопросы кадрового обеспечения органов публичной власти  в контексте реализации Федерального закона №131. Третье, посвященное внедрению инновационных технологий в деятельности органов местного самоуправления, – в октябре в небольшом городке Гуково Ростовской области.
Сегодня государство заинтересовано в создании четкой структуры муниципального самоуправления. И на то есть веские причины. Во-первых,  процесс укрепления единства страны, консолидации элит невозможно завершить, не включив в него огромную армию глав и депутатов местного самоуправления, а главное – лидеров муниципальной общественности, то есть всего муниципального сообщества. Во-вторых, развитие экономики и повышение уровня жизни граждан возможно только при активном развитии экономического потенциала каждого города, каждого поселка, каждой деревни. В-третьих, по тому, как работает местная ветвь власти, у граждан формируется отношение ко всей вертикали власти в целом. В-четвертых, как показывает практика, именно органы местного самоуправления могут обеспечить для руководителей регионального уровня и государства достоверную обратную связь, без которой ни одна социальная система не может быть устойчивой. Можно, конечно, привлекать управленцев из реального сектора экономики, научных кругов. А можно готовить самим, создавая условия для профессионального роста государственных и муниципальных служащих.
Два года назад по инициативе губернатора Дмитрия Зеленина наш регион первым в России приступил к реализации пилотной программы по созданию сети межмуниципальных методических центров. ММЦ призваны поднять на качественно новый уровень подготовку депутатов, выборных должностных лиц и служащих органов местного самоуправления. Созданная по Тверской области сеть из одиннадцати ММЦ оснащена методическим оборудованием и программно-информационными материалами с учетом специфики нашего региона. Подготовлен преподавательский состав, разработано пять учебных программ. Начинается все с освоения элементарной компьютерной грамотности. Часто сельские муниципальные служащие здесь впервые в своей жизни садятся за компьютер. Слушателям предоставляются методическая и вспомогательная литература, электронные учебники, информационная база. Только потом начинается учеба. У нас в области муниципальные служащие изучают муниципальное управление, стратегическое планирование развития территорий, управление кадрами, местными финансами, имуществом и муниципальными контрактами, правовые основы местного самоуправления. Программы были разработаны Академией народного хозяйства и Северо-Западной академией при непосредственном участии администрации Тверской области. Курс обучения рассчитан на две недели. Центры оснащены интернет-ресурсами и телефонами горячей линии. Любой муниципальный служащий может задать вопрос, который будет адресован в зависимости от его специфики либо в Государственную думу, либо в Правительство России, либо в администрацию Тверской области. По этим специализациям уже прошли переподготовку две тысячи муниципальных служащих. К 2010 году должны получить дипломы еще четыре тысячи специалистов.
Скоро к существующим программам добавится еще одно направление обучения для глав поселений – нотариат. Особенно это актуально для глав тех районов, где население немногочисленно и где нет постоянного нотариуса, а основные нотариальные действия – свидетельствование копий документов, удостоверение доверенностей, завещаний, принятие мер охраны наследственного имущества, заверение подлинности подписи – совершать необходимо. Из областного бюджета на эту программу выделяются 2 млн. рублей. Неплохие количественные показатели. Но на первый план теперь выходят факторы качества подготовки. Это, с одной стороны, возможность привлечь в сферу муниципального управления специалистов с новым, инновационным типом мышления, четко осознающих свою роль в стратегии развития системы органов местного самоуправления, стремящихся к профессиональному и карьерному росту. С другой стороны, это реализация принципа непрерывного обучения на протяжении всей жизни, поскольку проект ММЦ предполагает и последующее информационно-методическое сопровождение реформы местного самоуправления. Безусловно, созданная в Тверской области сеть ММЦ уже доказывает свою эффективность. Она, не подменяя вуз, позволяет решать многие оперативные задачи повышения профессионального уровня муниципалов. И стратегические цели – обеспечить высококвалифицированными кадрами региональные органы управления всех уровней.
Кроме того, дополнительные образовательные возможности предоставляет Ассоциация менеджеров России. Ассоциация дважды в год проводит учебные мероприятия в Твери, и ежемесячно студенты, преподаватели тверских вузов участвуют в конференциях и семинарах, «круглых столах», организуемых ассоциацией в Москве. С прошлого года ведется обучение гражданских служащих Тверской области по программе «Мастер делового администрирования»  в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Десять руководителей областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, пройдя конкурсный отбор, направлены для получения дополнительной квалификации.
Вопросы переподготовки и повышения квалификации эффективно решаются благодаря Президентской программе – государственному плану подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Это программа формирования новой элиты руководителей, способной обновить структуру управления и внедрить в производство новые технологии. Совместно обучая представителей реального сектора экономики и регионального, муниципального управления, здесь последовательно формируют слой продуктивно взаимодействующих между собой менеджеров-производственников и чиновников. За 10 лет обучение по этой программе прошли около 700 человек, 46 из них – руководители областного уровня.
Именно в регионах и на местах реализуются приоритетные национальные проекты. Значительные государственные средства вкладываются в укрепление муниципального здравоохранения и образования, в расширение возможностей для жилищного строительства и развития АПК, в развитие предпринимательской и творческой инициативы людей. Сейчас, когда на федеральном уровне существенно расширены эти программы, нужно обеспечить четкий и удобный для людей порядок их реализации на местах. И сделать это можно только при прямом и ответственном участии органов муниципального самоуправления.
За годы советской власти людей приучили к тому, что инициатива идет сверху. Как жить, что и когда сеять, селянину указывали из столицы. Теперь ему приходится самому принимать решения относительно обустройства жизни в своем отдельно взятом поселке, деревне. Осознание того, что местное самоуправление – это не просто ближайший к населению уровень власти, что решение вопросов местного значения напрямую затрагивает всех жителей, что требует их активного участия в разработке и реализации планов развития, происходит не сразу. Областная власть пошла по пути максимального вовлечения более активного населения в систему разработки принимаемых решений. Создаются группы сельской инициативы, женсоветы, советы деревень, органов ТОС (территориальное общественное самоуправление), общины, другие общественные советы. И во многих муниципалитетах сельская инициатива уже стала силой, способной брать на себя решение практических задач развития своих деревень. Да, сейчас такое время, когда необходимо расширять возможности частной инициативы на местах. Отчеты Счетной палаты говорят о том, что 95 процентов муниципальных образований являются дотационными, и в этом смысле они подталкиваются к некоему иждивенчеству. В то же время очень многие управленческие полномочия полностью перешли теперь на местный уровень. Муниципальные власти должны сами искать пути как к увеличению доходов местных бюджетов, так и к повышению качества услуг населению. Только для этого они сами должны быть готовыми к принятию реальных управленческих решений. Вот тут как раз и нужна система профессиональной подготовки муниципальных служащих.
В заключение уместно было бы вспомнить Александра Солженицына, который писал: «…когда в России появится класс людей, довольных уровнем своей жизни, довольных своей судьбой, заинтересованных в развитии своего города, района, поселка, села или аула, людей неравнодушных – тогда и можно сказать, что местное самоуправление в России состоялось. К этому нужно стремиться».
Автор: Алексей СОКОЛОВ
49
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость