27 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 23.05.2014

Беспечные досуги в литературном салоне

Фотограф: Евгений Петренко

Строчки Александра Пушкина стали своеобразным эпиграфом к ежегодной акции «Ночь в музее», которая прошла в тверском музее М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрывшем своим посетителям «веселый мир души, беспечные досуги».

Строчки Александра Пушкина стали своеобразным эпиграфом к ежегодной акции «Ночь в музее», которая прошла в тверском музее М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрывшем своим посетителям «веселый мир души, беспечные досуги». Впрочем, вся программа была выдержана в литературном ключе, что в контексте места оказалось более чем уместно.

Музей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в Твери был открыт к 150-летнему юбилею писате­ля в январе 1976 года на ул. Рыбацкой, в доме 11/37, где Салтыков жил с 1860 по 1862 годы, когда занимал пост тверского вице-губернатора. В основе экспозиции – большие художественные панно, которые являются своеобразными «окнами» в мир жизни России

XIX века, а также передают современное восприятие биографии и творчества Салтыкова-Щедрина как писателя, государственного чиновника, общественного деятеля, искренне болеющего за судьбу России. Трудно найти человека, который бы так последовательно и так искренне и в реальности, и в своих произведениях переживал за страну, за соотечественников. Экскурсии по музею, прошедшие в рамках акции, еще раз показали, как начинался литературный талант Салтыкова, в семье которого, напомним, изящной словесности не уделялось сколько-нибудь должного внимания, как формировалась общественная позиция писателя, выразившаяся в непримиримости по отношению к чиновничьему и помещичьему произволу, заботе о благе простого человека. Сам Салтыков писал, что работает не менее двенадцати часов в сути, не исключая праздничных и выходных дней. В такой работоспособности и энергии, с какой он приступал к каждому делу, видится главная причина успешности писателя, условный кабинет которого воссоздан на втором этаже музея.

На первом же – выставка, посвященная хорошо известной в истории русской культуры семье Бакуниных. О ней в начале «Ночи» рассказала научный сотрудник отдела литературных экспозиций Тверского государственного объединенного музея Ольга Зимина, долгое время возглавлявшая музей Салтыкова-Щедрина. Документальный фильм «Бакунины» продолжил этот рассказ и стал интереснейшим лейтмотивом всей акции: несколько частей его демонстрировались на протяжении всего вечера, связывая в единое повествование части обширной программы.

Как известно, семья Бакуниных была очень музыкальна. Глава семейства Александр Михайлович, поддерживая увлечение свой супруги, приобрел в дом рояль – прежде всего для того, чтобы его многочис­ленные дети могли учиться музыке. Белинский, побывавший в имении Бакуниных Прямухино, писал о своих впечатлениях, полученных в гостях: «Полною жизнью я жил только в те минуты, когда увлекался сильным жаром в спорах и… еще тогда, когда все собирались в гос­тиной около рояля и пели хором. В этих хорах я думал слышать гимн восторга и блаженства усовершенствованного человечества, и душа моя замирала, можно сказать, в муках блаженства».

«В этих гимнах восторга и блаженства» – так называлась программа вокальной группы «Мелодия», составленная из популярных романсов XIX века и народных песен. Чайковский, Глинка, Тургенев, чье «Утро туманное», прозвучавшее в концерте, по легенде, обращено к одной из Бакуниных – Татьяне…

Вообще в этой ночи музыки было много: перед публикой выступили ученики Детской школы искусств

№ 2 имени Мусоргского, воспитанники и преподаватели Детской школы искусств № 3 имени В.В. Андреева, но литература преобладала. Даже в мастер-классе по альбомному рисунку карандашом и пастелью, в котором приняли участие юные и взрослые гости музея. «Бери свой быстрый карандаш» – так писал Пушкин о блестящем рисовальщике, художнике Александре Орловском, виртуозно владевшем этой техникой. И в программе вновь сама собой возникла бакунинская тема. Наталья Бакунина-Корсакова известна своим незаурядным художественным талантом, именно по ее рисункам, вошедшим в экспозицию, в антураже которой и проходил мастер-класс, мы теперь можем судить о внешности и ее родственников, и жителей Прямухина, неоднократно ею запечатленных в своих альбомах, и о том, как выглядело родовое гнездо Бакуниных.

Не менее интересным получился еще один мастер-класс, проведенный Екатериной Бакановой, – она рассказала об истории бутоньерки и показала, как изготавливать цветы из разноцветных лент. Популярный вид прикладного творчества тоже хорошо вписывается в литературный контекст. В эпоху романтизма мало того что бутоньерки вошли в особую моду, став символом хрупкости человеческой жизни и красоты природы, цветы выполняли тогда и другую функцию: с их помощью влюб­ленные говорили друг другу о своих чувствах. Это хорошо описала в своих мемуарах Анна Керн, связанная с Бакуниными родственными узами.

Так камерная выставка из фондов музея помогла создать литературно-музыкальный салон, атмосфера которого возвращала гостей дома Салтыкова-Щедрина в века минувшие, оказавшиеся в этот вечер удивительно близкими.

Петр Ручников

Автор: Петр Ручников
61

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость