24 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 18.03.2014

Опасная связь без договора

Фотограф: STATIC.NGS.RU

Во Всемирный день защиты прав потребителей, отмечавшийся 15 марта, основное внимание было уделено пользователям сотовых телефонов

«Укрепим наши телефонные права. Правосудие для потребителей мобильной связи» – такой девиз был выбран для праздника в этом году Международной федерацией потребительских организаций. О том, что тема актуальна для большинства современных граждан, говорит следующий факт: общее число абонентов в мире приближается уже к 7 миллиардам. Сам рынок мобильной связи развивается с такой стремительной силой, что законотворцы не всегда успевают реагировать на все новые веяния в сфере телерадиокоммуникационных услуг. С другой стороны, и сами потребители порой мало информированы о том, как защищает их права действующее законодательство.

Шесть месяцев отсрочки

В прошлом году за помощью к специалистам отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области с жалобами на услуги мобильной связи обратились 54 человека. По словам главного специалиста-эксперта Татьяны Полесовой, первое место по числу претензий к операторам занимает так называемое навязывание дополнительных услуг. На сообщения о бесплатном предоставлении рассылки новостей, погоды или Интернета на неделю многие не обращают внимания. Между тем, если абонент не отказался от предложения оператора определенным способом (например, sms-сообщением) в установленный срок, то по его истечении со счета начинают списывать деньги.

– Этот момент не до конца урегулирован законодательством, – говорит Татьяна Полесова. – Навязывание услуг противозаконно, но оператор ссылается на то, что потребителю предоставлялся выбор: он может отказаться от предложения. С другой стороны, почему абонент должен совершать какие-то действия, если он ни о чем не просил. Дело в том, что операторы не рекламируют услуги по отказу от дополнительных опций. Поэтому, если потребителю нужен мобильный телефон только для звонков и отправки sms-сообщений, то он вправе в любой момент прийти к оператору связи и отказаться от всех предложений и рекламных объявлений с коротких номеров.

Возбужденных дел по этому поводу в отношении компаний сотовой связи довольно мало, рассказали в отделе по защите прав потребителей. Деньги, как правило, возвращаются операторами на счет абонента сразу после обращения к ним контролирующего органа за разъяснением по сути жалобы потребителя.

Вообще, у потребителей услуг связи есть шесть месяцев для того, чтобы предъявить оператору свою претензию. Причем для компаний сотовой связи предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. Это значит, что суд не примет иск от абонента, если он не докажет, что его обращения к оператору были безрезультатны. Поэтому в первую очередь потребителю необходимо известить о своем недовольстве услугой в заявлении, которое можно оставить в книге отзывов и предложений в салоне компании сотовой связи или в виде письменной претензии, которую можно отправить и по почте. Ответ должен прийти не позднее, чем через 60 дней. И обязательно в письменной форме. Тогда в случае неудовлетворительного для вас ответа будет что предъявить суду.

Домик в деревне

На втором месте по числу жалоб – качество предоставляемых услуг. Оно находится в компетенции Роскомнадзора, но граждане зачастую обращаются в отдел по защите прав потребителей. На примере одной из последних жалоб можно понять, как и почему абоненты получают не то, на что рассчитывали.

Один из жителей Твери купил домик в деревне, где планировал отдыхать летом. Приобретая сим-карту, он поинтересовался, входит ли эта местность в зону охвата оператора связи. Хорошее качество клиенту было обещано, и в первое время оно действительно было таковым. Но спустя время все изменилось не в пользу абонента. Связь из 3G превратилась в 2G. Выяснилось, что это произошло в результате действий по техническому переоснащению. Данная территория вошла в зону покрытия гораздо более удаленной станции. Однако доказать, что на момент заключения договора с компанией условия качества связи были другими, довольно сложно.

– В документе, который абонент подписывает с оператором, указан минимум информации, – рассказывает Татьяна Полесова. – На самом деле покупатель должен получить на руки полный пакет документов, который включает в том числе и качественные характеристики услуги. Компании же дают только ссылку на сайт, где это все можно прочитать. Туда, во-первых, мало кто заглядывает, а во-вторых, информация в Интернете временами меняется. Услуга, которую вы ожидаете получить, должна быть обещана не устно, а в договоре.

Между тем изучение таких договоров – дело весьма занятное. Документ одной из компаний, попавший недавно в руки специалистов Управления Роспотребнадзора, стал предметом судебного разбирательства. В нем содержался пункт, согласно которому «договор считается расторгнутым по инициативе абонента в случае неиспользования услуг более 90 календарных дней подряд при условии нахождения на балансе денежных средств ниже порога отключения».

– Мы усмотрели в этом ущемление прав потребителя и доказали это в суде, – рассказывает Татьяна Полесова. – Оператор оспорил это решение, но апелляционная жалоба, поданная нами, была удовлетворена. По сути, в таких случаях мы должны идти с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Для этого необходимо обращаться в московские суды, так как почти все операторы зарегистрированы там. Основания для подачи исков у нас есть, но результата пока нет. На практике суды, как правило, решают, что подобные нарушения касаются только определенного круга лиц.

Ваш банк в чужом кармане

Новые неприятности у пользователей сотовых телефонов начали всплывать с распространением услуги «мобильный банк». За короткий промежуток времени в отдел по защите прав потребителей обратились уже три человека, которые несколько лет назад прекратили пользоваться прежним номером, а недавно лишились денег со своего банковского счета. Неиспользуемые номера, как известно, передаются новым абонентам, которые поступают не всегда порядочно. Получив сообщение от мобильного банка, подключенного прежним владельцем, некоторые спешат воспользоваться неожиданно свалившимися «шальными деньгами».

– Персональные данные человека оказываются не очень защищенными, – считают в отделе по защите прав потребителей. – Когда человек заключает договор с новым оператором связи, он не думает о том, что у банка есть его старый номер телефона, на который тоже попадает информация о счете. Поэтому, чтобы не было неприятностей, завершая отношения с сотовой компанией, абоненту необходимо письменно заявить о расторжении договора и проинформировать банк об изменении номера телефона.

Говоря о защите прав пользователей сотовой связи, мы не могли обойти вниманием новый закон – об отмене так называемого «мобильного рабства». По информации, которой располагает региональное Управление Роспотребнадзора, в Тверской области сменить оператора, оставив прежний номер, пока изъявили желание всего 10 человек. Возможно, их число увеличится после того, как закон вступит в полную силу – с 15 апреля. Однако, по мнению Татьяны Полесовой, есть гораздо более актуальные законодательные нормы, о которых потребители мало информированы. А именно: прекращение оказания услуг в случае отсутствия средств на лицевом счете абонента. Особенно хорошо эта проблема известна людям, пользующимся сотовой связью в роуминге. Много жалоб было также от родителей, которые клали на телефонный счет детям небольшие суммы денег, а те умудрялись уйти в глубокий «минус». Теперь предоставлять услуги связи в долг можно только с согласия клиента. В противном случае огромные счета за телефон постфактум неправомерны.

Татьяна ДАНИЛОВА

Автор: Татьяна ДАНИЛОВА
51

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость