20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 07.03.2014

Воспитание состраданием

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

лучше всего происходит в театре

Специфика восприятия спектаклей юными зрителями, возрастные особенности детей и репертуарная политика театров стали темой круглого стола. Он состоялся в рамках празднования Года культуры в гостиной Тверского академического театра драмы.

Тема встречи была необычной – «Театральная психология». Поэтому и состав участников собрался соответствующий. К разговору с заместителем председателя Правительства области Светланой Вержбицкой и руководителем регионального комитета по делам культуры Еленой Шевченко пригласили не только директоров всех профессиональных театров Верхневолжья, но и весьма представительную группу психологов и социологов. Лейтмотивом конференции стал интерес к театру. Как его воспитать, в каком возрасте? – Прививать любовь к этому виду искусства надо с детства, – считает Светлана Вержбицкая. – Ребенка надо за ручку приводить на спектакль. Если родители что-то упустили в воспитании, театр эти потери восполнит. Он обогатит душу, просветит, научит.

Чтобы вместе посмеяться

Влиянию театра на психику детей и подростков был посвящен доклад кандидата психологических наук, специалиста Тверского психоневрологического диспансера Тамары Васильевой.

– Это искусство, – сказала Тамара Михайловна, – способно не только развлечь, но и максимально воздействовать на детей, без принуждения погружающихся в мир музыки, слова, живописи, хореографии. Оно воспитывает юных зрителей с помощью целого комплекса средств. Это очень мощный инструмент влияния на сознание и подсознание ребенка, что накладывает ответственность на всех, кто создает искусство. Нельзя не говорить о воздействии, которое оказывает театр, – эстетическом, педагогическом, целебном. Умело подобранные пьесы способны плодотворно повлиять на психику ребенка. В ходе просмотра спектакля ребенок получает жизненные навыки на примере конкретных ситуаций, учится выражать сострадание, быть готовым к трудностям и не теряться перед их преодолением.

Переживая роль персонажа, наделенного отрицательными чертами, ребенок понимает, как преодолевать их в себе или, наоборот, учится культивировать положительные качества. И самое главное, что это воспитание проходит без нотаций и менторского тона, в процессе восприятия игры, сопереживания персонажу.

– Множество психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основной принцип – смеяться не над ребенком, а вместе с ним. Поэтому нужно выбирать такие пьесы и сказки, которые в юмористической форме показывают, как преодолеть лень, страх, болезненную застенчивость, неуверенность в себе.

Феномен катарсиса

О возрастных особенностях юных зрителей рассказали педагоги-психологи Тверского центра диагностики и консультирования для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Наталья Желиба и Наида Бирюкова.

Первая встреча маленького ребенка с театром происходит, как правило, благодаря маме, сообщила Наталья Сергеевна. И его восприятие спектакля во многом зависит от нее. Потом, когда малыш пойдет в садик и начальную школу, мировосприятие во многом будет определять воспитатель или учитель – в том случае, конечно, если у них сложатся теплые отношения. Но, как заметил директор Тверского театра драмы Владимир Царский, не во всех учебных заведениях есть традиция водить детей на спектакли. К примеру, в администрации одной тверской школы на предложение организовать просмотр представления ответили: «Это вам надо, а не нам».

А ведь если ребенок приобщится к этому искусству, оно впоследствии окажет большую услугу родителям и педагогам. В период возрастных кризисов, когда до подростка сложно достучаться, стену отчуждения может «пробить» театр.

Все проблемы в произведениях, адресованных детям до 10 лет, должны иметь позитивное решение. В этом возрасте, отметила Наталья Сергеевна, закладывается стратегия поведения. Ребенок должен понимать, как следует конструктивно поступить. Он должен быть уверен, что выход есть. В его сознании пока еще нет барьеров – вся информация, не подвергаясь критике, принимается. Поэтому взрослым так важно соблюдать принцип: не навреди!

Нежелательно показывать опасное для жизни поведение. Ведь ребенок всему верит! Он считает, что, если, следуя примеру персонажа, прыгнет с крыши, с ним, как и с тем героем, ничего не случится.

Должна быть четкая граница между добром и злом. Добрый персонаж не может использовать недостойные средства для достижения своей цели. Дети испытывают дисбаланс, если появление отрицательного персонажа сопровождает, например, красивая музыка. Все компоненты должны соответствовать друг другу. В этот период закладываются социальные нормы поведения. И любое девиантное поведение на сцене должно быть в итоге подвергнуто осуждению или наказанию, чтобы у детей не сформировалось представление о вседозволенности.

– На различных фестивалях приходилось видеть спектакли, когда на сцене девушки пьют, курят, – рассказала замдиректора Тверского ТЮЗа Татьяна Цветкова. – Возникает риторический вопрос, какой театр нужен современным подросткам – Тверской «Фауст», где в яркой неординарной форме представлено хрестоматийное произведение, или эта чернуха?

– Мы знаем о великой силе искусства, надо чтобы оно служило мирным целям, – отметила Наталья Желиба. – Феномен катарсиса, о котором говорили еще в далекой древности, по-прежнему востребован. Сильные постановки дают возможность почувствовать это. Помню, какое яркое впечатление произвел на моего ребенка спектакль в Тверском театре кукол. Особенно тот момент, когда Заяц, спасаясь от Волка, прятался в зрительном зале. Сын водил меня на эту постановку три раза. Театр, воспитывая способность сострадать, сформировал его личность. Сейчас он служит в армии в десантных войсках. И помнит своего Зайчика. Перед вызовом современности Посмотреть на театр с другой точки зрения предложил профессор кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ Леонид Григорьев:

– Социология театра изучает, как воспринимает его аудитория, кто сегодня зритель, зачем он приходит сюда. Так сложилось, эта наука больше интересуется подростковой и молодежной аудиторией.

Большой всероссийский опрос, проведенный три года назад среди молодежи от 14 до 28 лет во многих регионах, показал такие результаты. Хотя бы раз в месяц кинотеатр посещает 35 процентов людей, а театр – лишь 2,5. А 55 процентов вообще сюда не приходит. Девушек в театре больше, чем юношей, так же как и людей с более высоким уровнем образования, гуманитариев.

Одним из главных факторов приобщения к театральному искусству Леонид Геннадьевич считает семью. Тот, кого привели на спектакль в детстве, с большей вероятностью станет любителем театра. Очень много молодежи оказывается там в первый раз вместе с классом или студенческой группой, что особенно касается иногородних ребят. Как правило, это производит сильное впечатление на новичков. В Твери прекрасные театры с обширным репертуаром. Нельзя не отметить ценность таких акций, как «Доступный театр». Ведь для некоторых студентов и 200 рублей – большие деньги.

– Эти древнейшие культурные институты – музеи, библиотеки, театр – стоят перед вызовом современности. Театру трудно конкурировать с другими формами проведения досуга, которых становится больше, но потребность в этом виде искусства остается. Доцент кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ Мария Блохина сообщила о результатах исследования, проведенного среди студентов этого вуза. Были опрошены 200 человек. На вопрос, как они проводят свободное время, графу «Театр» отметили только пять процентов. Половина опрошенных бывают здесь реже, чем один раз в год. Но на вопрос, должна ли молодежь бывать в театре, 60 процентов ответили утвердительно.

Анализу репертуарной политики был посвящен доклад Елены Шевченко.

– Органы власти не имеют права влиять на нее. Но благодаря руководителям, которых отличает профессионализм, мудрость, гражданская позиция, репертуар формируется достаточно взвешенно. Есть и русская, и зарубежная классика, представлены все жанры драматического искусства для всех возрастов. И самое главное – достаточно высокий уровень постановок. Мы не против эксперимента в искусстве, – подчеркнула Елена Владимировна, – важно, чтобы уровень ответственности каждого руководителя был также на высоте.

Круглый стол выявил единство мнений практически во всех вопросах. Худрук Кимрского театра Олег Лавров, директор Тверского театра драмы Владимир Царский, главреж Вышневолоцкого театра Владимир Коломак, директор Тверского ТЮЗа Александр Бахарев, худрук театра кукол Сергей Белкин, другие участники круглого стола были согласны с тем, что свобода и распущенность – разные вещи и что на людях искусства лежит большая моральная ответственность: воспитать хорошего зрителя, а значит, человека. Чтобы зайка, которого надо непременно спасти, был в жизни каждого ребенка.

Мария СПИРИДОНОВА

Оператор: Руслан ПОПОВ
Автор: Мария СПИРИДОНОВА
103

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость