16 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
История 05.03.2018

75 лет со дня освобождения Ржева, что пережил город и его люди, рассказывают очевидцы

В последнее время появилось немало желающих на Западе пересмотреть историю Второй мировой войны, роль России в победе. Это попрание подвига нашей страны в борьбе с фашизмом, оскорбление памяти тех, кто за свободу и независимость своей Родины, освобождая от «коричневой чумы» Европу, жертвовал самым дорогим – жизнью. Благодаря их подвигу живы мы с вами сегодня. Отпор таким лжеисторикам должен быть суровым и решительным, основанным на исторической правде, на фактах и доказательствах, на разоблачении фальши.

ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Авторы этих строк – дети войны, лишившиеся детства летом 1941 года, на собственном жизненном опыте знают, что такое война, каковы были намерения и поступки напавших на нас фашистов. Вспомним слова поэта-фронтовика Сергея Михалкова, обращенные к детям в его поэме «Быль для детей», где он очень просто и доходчиво говорит о намерениях Гитлера:

«…Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
…Чтобы было всё для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих –
Ничего!»

На гитлеровскую армию работала почти вся легко покорённая фашистами Европа, в её рядах против нас сражались представители многих европейских стран: венгры, румыны, чехи, поляки, испанцы, итальянцы, австрийцы и т.д. Правда, вспоминать это они почему-то не любят после разгрома Германии в 1945 году. А шли они за богатой добычей, шли грабить.
Другой поэт-фронтовик Михаил Светлов в 1943 году в стихотворении «Итальянец» писал, обращаясь к подобным «итальянцам» и не только:

«…Молодой уроженец Неаполя,
Что оставил в России ты на поле?
Нашу землю Россию, Расею –
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне,
Для захвата далёких колоний,…
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…
Я не дам свою Родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю – и нет справедливости
Справедливее пули моей!»

Мы знаем, что такое оккупация, эвакуация, бегство с родных мест под бомбёжки и обстрел с фашистских самолётов, потеря родных на фронте и в захваченных врагами городах и сёлах. Несмотря на все тяготы, выпавшие на долю нашего народа, и взрослые, и дети свято верили всю войну, что победа будет за нами. Особую уверенность принёс 1943 год. В феврале – разгром фашистских войск под Сталинградом, в марте – победа под Ржевом, в августе – освобождение Орла и Белгорода (Первый салют Победы, приказ о котором издал И.В. Сталин, находясь в это время в д. Хорошево под Ржевом, где он встречался с командованием Калининского фронта, с маршалом Еременко). Стало ясно, что моральный дух фашистской армии сломлен, что нравственную победу мы уже одержали, хотя война длилась ещё более двух лет – до победного мая 1945 года.

Тверская область оставалась прифронтовой до лета 1944 года, сдерживая большие силы врага. Первым областным центром, освобождённым от фашистов 16 декабря 1941 года, был город Калинин. Немцы отброшены от Москвы. Вторым крупным городом на территории области, из которого бежали отступающие фашисты после семнадцатимесячной оккупации, стал Ржев – настоящий город воинской и трудовой славы, превращённый захватчиками в руины. 3 марта 2018 года исполняется 75 лет со дня его освобождения.
Вспомним те события, опираясь на документы и факты, на свидетельства очевидцев. Только так можно восстановить историческую правду. Обратимся к дневниковым записям Ольги Алексеевны Зверевой, которую сразу же после освобождения города направили с двумя учительницами из Калязина восстанавливать школы, заниматься организацией образования в разорённом городе.

Зверева О.А.Ольга Алексеевна родилась в многодетной семье сельского псаломщика Алексея Михайлович Постникова в селе Николо-Пенье Калязинского уезда в 1896 году. Она училась в церковно-приходской школе, в Калязинск5ой гимназии, поступила на губернские Педагогические курсы. В мае 1917 года становится сельской учительницей. Работает затем в нескольких школах Калязинского района. В 1939 году – была награждена за успехи в обучении и воспитании детей первым орденом Ленина.

В начале 1942 года Ольга Алексеевна назначается заведующей Калязинским районо. И вот теперь новое назначение – Ржев. К марту 1943 года у неё уже было две похоронки: на мужа и младшего сына-летчика, погибшего в 1942 году под Новороссийском. Первый муж Ольги Алексеевны погиб в гражданскую войну в 1919 году так и не увидев родившегося сына-первенца. Старший сын был на фронте.

Вот какие записи оставила она в своем дневнике о тех днях и первых впечатлениях о новом месте работы:

12 марта 1943 г. «Поезд остановился в пригородном лесу. Далее путь был повреждён. Поле усеяно винтовками, пробитыми касками и трупами. Кровавые пятна на снежном покрове начинают желтеть. Глядела на эту картину с замиранием сердца, и становилось трудно дышать. Некоторые пассажиры шли с обнаженными головами и плакали. В эти минуты хотелось остаться одной, со своими тяжелыми переживаниями о погибшем сыне, и выплакать на этом поле материнское горе….

В тот же день состоялась продолжительная беседа с председателем горисполкома товарищем С.А. Комаровым. Запомнились его слова: «Каждый, ступивший на Ржевскую землю, будь то рабочий на заводе или машинист на паровозе, колхозник в поле, врач у постели больного, учитель в школе, он должен жить одной мечтой, одной целью – победить врага и идти на любой участок работы как в бой. Задача трудная. Война в разгаре. А Вам, награждённой орденом Ленина, поручается открыть первую страницу истории народного образования в освобождённом Ржеве».

«…От Сергея Афанасьевича Комарова я узнала, что в канун Отечественной войны в Ржеве было 10 средних, 5 семилетних и 10 начальных школ. В них обучалось до 10 тысяч детей. Кроме школ в городе были специальные учебные заведения: учительский институт, товароведный, планово-экономический, сельскохозяйственный техникумы, фельдшерско-акушерская школа и железнодорожное училище…. В 22 детских садах воспитывались более тысячи детей дошкольного возраста.

После 17 месяцев оккупации от города и района фашисты оставили «зону пустыни». Всё разрушили, сожгли, разграбили. В городе нет ни одной школы, где можно начать учебные занятия. Лучшие школы – имени Пушкина № 4 и железнодорожная № 30 разрушены. Весь классный инвентарь, оборудование учебных кабинетов и школьные библиотеки уничтожены…. Встреча с председателем исполкома Комаровым смягчила остроту тяжелых переживаний прожитого дня в Ржеве».

15 марта 1943 г. «В прифронтовом Ржеве пусто, безлюдно. У развалин средней школы № 4 я встретила двух исхудалых ребят Сашу Петрова и Сережу Иванова. Здесь до войны они учились и стали пионерами. Вчера они возвратились в родной Ржев и поселились с родными в землянках по нагорью Волги. С грустью смотрели они на разбитое здание школы…. От школы с ними я пошла на Советскую площадь.

У разбитого памятника Ленина встретили двух пожилых мужчин, которые снимали верёвки с виселицы. Каждый взял одну, бережно завернул в бумагу и убрал в портфель. Третью верёвку они передали мне, сказав: «Сохрани для музея! Хотя не скоро, но он в Ржеве будет». Потом они долго расспрашивали Сашу и Серёжу о том, кто погиб на этой фашистской дыбе. Разговор с юными очевидцами волновал каждого….

«Немцы согнали всех жителей к виселице. Тут были не только взрослые, но и ребята. Плакать было запрещено. Потом фашисты привели комсомольцев…. Они еле держались на ногах. Вешали их поодиночке…. Висели они два дня. Имена их мы не помним. Прощаясь с жизнью, они кричали: «Да здравствует Родина! Смерть фашистам!». (Верёвку с виселицы длиною в 161 см О.А. Зверева передала в краеведческий музей в 1964 году. Фото верёвки поместила в своей рукописной книге – «Учительскими тропами»).

18 марта 1943 г. «Сегодня на Смольной улице выкопали шесть трупов ржевитян, замученных фашистами в застенках «чертова дома»…. Кто были эти люди – никто не мог распознать…»

20 марта 1943 г. «Исполком горсовета принял решение о восстановлении средних школ имени Пушкина № 4 и железнодорожной № 30».

10 апреля 1943 г. О.А. Зверева описывает главные задачи: обеспечить в прифронтовом городе всеобщее семилетнее образование, провести перепись учащихся, комплектовать классы и обеспечить учительскими кадрами, восстановить здания детских садов, окружить заботой детей сирот и фронтовиков.

11 апреля 1943 г. «Прошло пять недель со дня моего приезда в Ржев. Работаем вдвоём с бухгалтером Виноградовой Клавдией Тимофеевной. За это время определили 135 сирот в детские дома городов: Калинин, Вышний Волочек, Калязин».

13 апреля 1943 г. «Приступили к разбору завалов и восстановлению школ. Школу им. Пушкина фашисты искалечили до неузнаваемости. Отступая, они снесли крышу. Выбили все стёкла, поломали оконные рамы и двери, разрушили печи, взорвали с южной стороны наружную стену. В школе были конюшни и гараж».

Июнь 1943 г. «Педагогические коллективы двух средних школ-первенцев приступили к переписи учащихся…. В восстановлении школ принимали участие коллективы промышленных предприятий, служащие учреждений, железнодорожного транспорта…. Областной комитет комсомола направил бригаду в составе 40 комсомольцев…. В школы поступили посылки из школ Калининского, Калязинского, Нерльского и других районов.

От Кимрского отдела народного образования поступили учебные пособия и столовая посуда…. Коллектив рабочих Конаковского завода прислал столовую и чайную посуду для детских садов. Школьный инвентарь поступил от Томской и Горьковской железных дорог, из областных отделов народного образования Москвы, Горького, Ярославля».

1 июля 1943 г. Открылось ещё 2 детских сада…

2 июля 1943 г. «Комиссия по составлению актов об ущербе и убытках, причинённых немецко-фашистскими захватчиками учреждениям, подведомственным городскому отделу народного образования, сегодня закончила свою работу. Составлено 37 актов. Все переданы в ржевский городской архив».

31 августа 1943 г. «В средней школе им. Пушкина состоялся митинг, посвященный началу учебного года в освобождённом Ржеве…. В этот же день состоялся митинг и в средней железнодорожной школе № 30…»

1 сентября 1943 г. «Первый звонок. В девять часов утра в школах прозвучал первый звонок. К учебным занятиям приступило 1225 школьников. Началась напряжённая учебная работа учителей и учащихся, борьба за знания, за умения и трудовые навыки в трудных условиях жизни школы. От каждого учителя требовались не только профессиональные знания, но и щедрость сердца, большое терпение, материнская нежность и искренняя забота о каждом ученике».

Ржев 1943 г.

24 октября 1943 г. «На совещании учителей и работников дошкольных учреждений города знакомили с волнующим Актом по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков во время оккупации Ржева». Этот Акт О.А. Зверева сохранила и приложила позднее к своей книге «Учительскими тропами».

Напомним несколько фактов из этого Акта. В нём указываются конкретные фамилии офицеров немецкого командования, которые отдавали приказы о совершении неслыханных злодеяний над мирными жителями города Ржева. Не считаясь ни с какими законами человеческой морали, глумились, издевались над людьми. Офицеры и солдаты германских воинских частей по приказам своего командования пытали, выкалывали глаза, отрезали носы, уши, убивали женщин, детей, стариков. Под угрозой пыток и расстрела за неповиновение германским властям, далеко по неполным данным, на каторжные работы в Германию угнали более 10000 жителей города Ржева.

В Акте приводятся конкретные факты с указанием места действия, имен и фамилий расстрелянных за неповиновение ржевитян. Например, «В доме № 47 по улице Воровского обнаружено 12 трупов мужчин, женщин, детей, погибших за отказ «идти в немецкое рабство». И дальше идёт подробный перечень этих зверств. «С целью массового истребления граждан немецкие бандиты установили в городе десятки виселиц». (Далее идёт перечень улиц, имена известных повешенных, а также тех, чьи имена установить не удалось).

«Летом 1942 года в городе фашисты арестовали 32 еврея, в том числе женщин, детей, стариков. Расстреляли их около аэропорта в поле…»

«В доме № 49 на улице Воровского была немецкими солдатами зверски замучена семья рабочего Садова из 6 человек».

«Старинный город Ржев немецкие оккупанты превратили в груду развалин. Из 6000 зданий осталось только 297 уцелевших зданий, требующих небольшого ремонта…. Взорвали 4 моста через Волгу, 2 из них – железнодорожные. Фашисты разрушили в городе 22 церкви и 7 часовен. В некоторых из них были казармы солдат. Все ценности фашисты разграбили и увезли. Священника Андрея Попова из Покровской церкви расстреляли. Перед отступлением из города фашисты заминировали Покровскую церковь и согнали в неё 165 оставшихся жителей. Кто не мог идти, были расстреляны. Согнав жителей в церковь, фашисты наглухо закрыли двери. Женщины, старики, дети три дня без пищи, воды, замерзая от холода, ждали взрыва. Но взорвать церковь фашисты не успели: в город ворвались части Красной Армии».

«Из свидетельских показаний очевидцев комиссией установлено, что фашистские людоеды замучили в застенках гестапо, расстреляли, повесили и умертвили с голоду не одну тысячу невинных граждан города Ржева».

Члены комиссии по составлению Акта под председательством Комарова С.А. признали виновными представителей немецкого командования и их пособников-предателей. С содержанием Акта были ознакомлены все жители города. Среди детей Ржева было много тех, чьи отцы сражались на фронте, много сирот. Сама – мать двоих сыновей, Ольга Алексеевна особо остро переживала за судьбы осиротевших детей. Благодаря её стараниям 579 детей в возрасте от трёх до четырнадцати лет были в 1943 году направлены в детские дома области. Те, кто постарше,- устроены в школы ФЗО и на работу. Около двухсот мальчиков и девочек – переданы на воспитание в семьи ржевитян и родственников. Детям выдавались продовольственные пайки, одежда, обувь и бельё, учебники. Отличники учебы, дети фронтовиков, получали ежемесячно комсомольскую стипендию в размере ста рублей. В городе работали две детские столовые, где питалось 500 детей. Дети-сироты получали обеды бесплатно.

5 мая 1944 г. Из 1-ой Ржевской гвардейской истребительной дивизии поступило сообщение о переводе на счёт гороно пяти тысяч рублей для оказания помощи детям-сиротам. Из госпиталей и с фронта в горсовет, гороно, школы приходили письма. В каждом – слова искренней благодарности за внимание, оказанное фронтовикам и их семьям. Вот отрывок из письма офицера Шваркунова:

«…В тяжелые дни 1941 года моя семья не успела эвакуироваться. Жена умерла от голода и издевательств, которые чинили фашистские изверги. Остались сиротами трое детей. Станислава определили в детский дом. Августа – отличница в 9 классе, получает комсомольскую стипендию. Таня воспитывается в детском саду. Офицерское спасибо городскому Совету и его сотрудникам Алмазовой и Зверевой за заботу о моих детях. На это внимание я отвечаю словами фронтового поэта:

Вперёд! За мертвых мстят живые!
Нам вслед глядит родной народ.
И благодарная Россия
Солдату руки подаёт.
Шваркунов. Полевая почта 21519-В».

Ольга Алексеевна хорошо понимала, что дети Ржева познали весь ужас войны. Они были свидетелями, как враг вступил на ржевскую землю, как пылали родные дома, а клубы дыма взвивались над городом. Большинство из них, находясь в оккупации, жили в сырых холодных землянках, нищенствовали по селам и деревням, постоянно голодали. Заботу о себе они почувствовали в освобожденном, хотя и страшно разрушенном, Ржеве сразу. Но нужно было время для того, чтобы оттаяли их сердца. Им надо было выговориться.

Ржевская школа 1943 г.

И Ольга Алексеевна при поддержке первого секретаря горкома партии Дежина Ивана Семеновича и председателя горисполкома Комарова Сергея Афанасьевича выступила с инициативой: к годовщине освобождения Ржева в двух действовавших школах выпустить рукописные журналы, где поместить рассказы-воспоминания детей о страшных днях оккупации, об их конкретных личных впечатлениях с указанием имен и мест действия. В школах эта инициатива была поддержана учителями и учениками во всех классах.

В записях дневника Ольги Алексеевны от 18 февраля 1944 года говорится о том, что школа имени Пушкина выпустила журнал с такой записью на первой странице: «Рассказы детей о пережитых черных днях в обстановке дикого произвола и зверств, творимых гитлеровскими захватчиками в период семнадцатимесячной оккупации города Ржева. Товарищ! Прочти и запомни эти потрясающие рассказы!»

Приведём несколько отрывков из них. Сейчас публикации дневниковых записей очевидцев событий стали довольно распространенными, а тогда это было впервые.

«Я видел всюду смерть»

В январе 1942 года в нашу квартиру пришел немец и стал выгонять на работу мою маму. Она отказалась. Немец со всей силой ударил ее прикладом по спине. Мама упала навзничь. Мы плакали, но тихо. В квартире был немец. Мама заболела и через неделю умерла. Мы остались с бабушкой.

Через неделю после смерти мамы мы пошли с бабушкой в деревню искать продукты, так как нам совсем нечего было есть. Достали немного ржи и льносемян. На обратном пути нас догнала женщина с мальчиком – он еще меньше меня. Мы пошли вместе. Она несла на плечах картофель. У входа в город нас остановил немецкий солдат. Он стал отнимать у женщины её дорогую ношу.

Схватил мешок и бросил в снег. Мальчик бросился к мешку, лег на него и не хотел отдавать. Гитлеровец ударил мальчик по голове прикладом. И он умер. Обезумевшая мать набросилась на фашиста с кулаками. От выстрела из винтовки врага оборвалась жизнь и его матери.

Виктор Меркулов – ученик 4 класса.

«25 палок»

Тяжело было жить при немцах. Мы постоянно голодали и болели. Однажды мой отец пошел в деревню что-нибудь купить нам поесть. Отца схватили и привели в комендатуру. Она была на улице Калинина в здании детского сада «Ильичата» льночесальной фабрики. Немецкий офицер приказал дать отцу 25 палок. Когда он потерял сознание, то его выкинули в канаву, где он умер.

Дмитриева Зоя – ученица 1-го класса.

Рассказ записала Зверева О.А.


Даже в самих названиях рассказов видна та боль, те страдания, которые пережили дети. В рассказе «У деревни Березки» ученик 4-го класса Борис Тихомиров говорит о том, как немцы угоняли в рабство в Германию жителей, избивая их плетками и угрожая расстрелом. Так был угнан в сентябре 1942 года его отец, о судьбе которого он ничего не знает. Вспоминает он случай и у деревни Березки, где в перелеске расстреляли двух сестер. Староста предал эту семью, сообщив немцам, что девушки связаны с партизанами.

«Лучше смерть, чем рабство» - пишет в своем рассказе ученица 10 класса Нина Березникова, вспоминая о расправе над военнопленными. Ученица 7-го класса Сучкова А. пишет: «Мы были изгнаны немцами из Ржева в Смоленскую область. Жили в д. Акимовка. Каждый день немцы выгоняли из домов всех жителей от стариков до детей. Это они делали для того, чтобы мы видели, как они расправляются с непокорными… Однажды жертвой стала девочка 12 лет. Её, истерзанную, немецкие солдаты бросили в яму, а офицер прицелился и убил».

«Нас била немецкая плетка», «Это было в Бахареве», «Сожгли», «Я это видела», «Расстрел 12 пленных» и подобные названия у этих рассказов.

Приведем отрывок из рассказа ученицы 8 класса Соловьевой Нины:

«Оккупировав Ржев, немцы начали издеваться над мирными жителями. Однажды мы с сестрой проходили по мосту и увидели, что на краю его лежали пять человек мужчин, которых немцы только что расстреляли. Среди них мы узнали Медоусова и Дроздова. Немцы прибили возле них доску с надписью: «Так будет наказан каждый за неподчинение немецкой власти». Плохо одетые бандиты отнимали у мирных жителей валенки и другие теплые вещи.

Зимой насильно гоняли на работу, а кто не шел, того расстреливали. Немцы убили и мою сестру. Труп ее мы нашли за немецкой комендатурой. Немцы приняли ее за партизанку. Особенно немцы были жестоки, когда видели успехи Красной Армии, когда почувствовали, что из Ржева надо удирать. Они часто убивали тех людей, которые шли за водой на Волгу. При отступлении из Ржева немцы били стекла, жгли дома, закладывали мины, всячески старались навредить наступающим частям Красной Армии».

Е. Розова в рассказе «Сожгли» вспоминает, как «немцы ворвались в деревню Павлюки Ржевского района, куда накануне привезли наших тяжелораненных бойцов. Немцы их уничтожили, сожгли. Жителей же ночью погнали в лагерь в деревню Пискариху Смоленской области. О жизни в лагере больно вспоминать… Мы ничего не знали о жизни нашей Родины. Но твердо верили, что час свободы настанет…. 25 июля 1943 года Красная Армия освободила наш лагерь. Мы плакали от счастья… Всюду слышались родные русские слова наших воинов: «Идите! Вы свободны! Помогайте нам бить врага!»

Мы постарались рассказать о тех событиях, используя воспоминания очевидцев, еще раз напомнить, что историческая правда непобедима. К потомкам с пронзительным стихотворением-завещанием «Я убит подо Ржевом» обращался поэт, гражданин, участник Великой Отечественной войны, А. Твардовский:

«Я вам жить завещаю,
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить!
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё».
И забывать об этом нельзя!

Галина Нилова, отличник народного просвещения, краевед,
Борис Нилов, кандидат исторических наук, краевед.

Автор: Галина НИЛОВА, Борис НИЛОВ
2138

Возврат к списку

Тверской губернатор поделился региональным опытом перехода на "цифру" на совещании в Кремле
Игорь Руденя на заседании Правительства РФ озвучил предложения по обеспечению доступа к цифровому ТВ в многоквартирных домах. 15 ноября на заседании Правительства России Игорь Руденя принял участие в обсуждении вопроса о переходе регионов на цифровой формат телевещания.
15.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость