15 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 13.03.2009

Юрий Тыртышов: Главная задача реформы – демонополизировать ЖКХ

Тверская область значительно отличается от других областей России большой социальной защитой населения по оплате коммунальных услуг. Стандарты РФ и средние по России ниже реально установленных для жителей нашего региона: оплата коммунальных услуг от доходов семьи составляет 18% для всех категорий граждан и 15% для отдельных категорий. Еще одним положительным моментом является то, что Тверская область одна из наиболее активных областей России, работающих с Фондом содействия реформированию ЖКХ. На прошлой неделе было совещание у Георгия Полтавченко, полпреда президента в ЦФО, где наш регион назвали в числе лидеров по участию в реализации 185-го Федерального закона.

– Юрий Павлович, занимая до недавнего времени должность заместителя министра регионального развития Российской Федерации, вы имели возможность панорамного видения систем ЖКХ. Как выглядит наш регион на российском фоне, на ваш взгляд?
– Тверская область значительно отличается от других областей России большой социальной защитой населения по оплате коммунальных услуг. Стандарты РФ и средние по России ниже реально установленных для жителей нашего региона: оплата коммунальных услуг от доходов семьи составляет 18% для всех категорий граждан и 15% для отдельных категорий. Еще одним положительным моментом является то, что Тверская область одна из наиболее активных областей России, работающих с Фондом содействия реформированию ЖКХ. На прошлой неделе было совещание у Георгия Полтавченко, полпреда президента в ЦФО, где наш регион назвали в числе лидеров по участию в реализации 185-го Федерального закона.
– Несмотря на то, что реформа жилищно-коммунального хозяйства длится вот уже более 15 лет, оживление на этом фронте стало заметно лишь в последние годы.
– Дело в том, что коммунальная сфера стала амортизатором для осуществления экономических реформ в других сферах. В стране происходил переход к рыночной экономике, и было не до жилья. Ему не уделялось должного внимания, за него не платили, его скидывали с балансов. По сути мы проели свое жилье, свои коммуникации. Отрасль ЖКХ характеризовалась низкой экономической эффективностью, низкой производительностью труда, сверхвысоким энерго- и ресурсопотреблением, слабым уровнем менеджмента. Сейчас появились и политические, и финансовые возможности заняться накопившимися проблемами. А вступивший в действие в прошлом году 185-й Федеральный закон по созданию Фонда содействия реформ ЖКХ стал катализатором, материальным стимулом для их воплощения в жизнь. Теперь государство предлагает четкие условия: Федерация выделяет средства на капитальный ремонт жилищного фонда и снос аварийного жилья, но при условии, что все мы и каждый в отдельности возьмем на себя часть обязательств и ответственности, связанной с этими качественными изменениями.
У нас появилась возможность восстановить изрядно потрепанный жилищный фонд. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» – это закон прямого действия, которым в основу работы фонда заложен важный принцип: «чиновник ничего не решает по своему усмотрению». Деньги на улучшение жилищных условий не складываются в общий котел, а направляются по конкретным адресам по однозначно понимаемой, строго регламентированной процедуре. Решение об участии в программе фонда тех или иных многоквартирных домов принимают собственники жилья, они же являются конечным получателем средств.
Чтобы собственники начали быть ими не по названию, а по существу, деньги фонда направляются после выполнения субъектом Федерации ряда условий. Вот главные из них. Коммунальная отрасль должна быть демонополизирована, переведена на рыночные рельсы. Поставлять услуги – тепло, свет, делать ремонт – должны не государственные, а част-ные  фирмы. «Частники», конкурируя друг с другом, стремятся оказывать услуги быстро и качественно. Цены на услуги ЖКХ и их качество определяют не чиновники, а рынок.
Собственники жилья должны управлять своим имуществом через товарищества собственников жилья (ТСЖ) и подобные структуры. Владелец квартиры, являясь членом ТСЖ, имеет возможность контролировать, как именно расходуются деньги на ремонт и обслуживание дома. Вплоть до того, что он может потребовать представить ему сметы расходов.
Необходимо ввести единые для всех типов потребителей тарифы, а региональные бюджеты больше не должны покрывать убытки ЖКХ.
В регионах должно быть завершено оформление прав собственности на земельные участки под многоквартирными домами. Условия жесткие, но, как показывает практика, выполнимые.
– На ваш взгляд, можно ли уже сейчас обозначить вехи модернизации отрасли ЖКХ в нашем регионе?
– Конечная цель проводимых реформ – обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами. В рамках улучшения данного показателя уже решена часть задач. Большая часть жилищного фонда области находится в собственности граждан. 
Переход к оплате населением жилищно-коммунальных  услуг в соответствии с экономически обоснованными тарифами позволил сделать серьезный шаг к созданию условий для привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг хозяйствующих субъектов частной и смешанной форм собственности.
Создана и действует система государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, которая осуществляется в рамках действующего административного законодательства управлением Государственная жилищная инспекция Тверской области.
И, конечно, ярким индикатором реформ является наше участие в федеральной программе по капитальному ремонту и расселению из аварийного жилья. В прошлом году мы смогли взять из фонда на эти цели 1 миллиард из предусмотренных для нашей области трех. Сейчас перед нами стоит задача выбрать оставшиеся два миллиарда рублей в этом году, не оставляя их на 2010 год, чтобы провести необходимые работы в условиях меньшей инфляции. В целом стоит отметить, что участие в федеральной программе крепко объединяет власть и народ, так как ответственность за реализацию лежит на губернаторе, а исполнение – на жильцах, на ТСЖ.
– Важными условиями участия в федеральной программе по капремонту и переселению из аварийного жилья, как вы уже отметили, является выбор собственниками жилья для управления своих домов частных управляющих организаций или создание ими ТСЖ. Многие бояться создавать ТСЖ, видя плачевное состояние своих домов. Частные управляющие компании зачастую сталкиваются с жестким противостоянием со стороны муниципалитетов, не желающих утрачивать контроль в данной сфере. Что, с вашей точки зрения, может вывести ситуацию на качественно другой уровень?
– Нельзя сказать, что выполнение данных требований ФЗ-185 у нас совершенно заморожено. На рынке жилищных услуг  сейчас  действует порядка 116 управляющих компаний, из которых 81% – частные.  Изменилась динамика роста создания товариществ собственников жилья. В 623 домах образованы ТСЖ и еще 262 жилищно-строительных кооператива, что составляет 2,14 % от всего жилого фонда. А по условиям фонда в этом году только ТСЖ должны составлять 10%. Проблемы существуют. Люди, желающие взять в свои руки управление ЖКХ, просто не знают, с чего начинать и к кому обращаться с этим вопросом, то есть отсутствует четко сформулированная на федеральном уровне нормативно-правовая база. Поэтому мы подготовили план общеобластных мероприятий, предполагающих обучение председателей ТСЖ. Опыт будет распространяться по всем муниципальным образованиям. По сравнению с остальными способами управления дома, ТСЖ – наиболее демократичный. Именно ТСЖ способствует тому, чтобы жильцы почувствовали себя хозяевами своего дома.
То, что МУПы чинят препятствия, можно объяснить. Коммунальная отрасль относилась к естественным монополиям. МУПы всю свою историю были хранителями информации, первичных документов. Они по инерции держат хвостики этой информации. Как только все исходные данные будут у ТСЖ, у управляющих компаний, старые структуры будут не нужны. Главная задача реформы – демонополизировать ЖКХ. Но нельзя говорить, что МУП – это плохо. Есть руководители и коллективы, которые очень продуктивно работают. Нигде не ставится задача стопроцентно избавиться от МУПов, они являются стимулом и гарантом конкуренции, но их участие в работе жилищно-коммунальной системы должно существенно сократиться.
Сейчас очень важно, чтобы ТСЖ имели информацию в полном объеме. Они смогут зарабатывать, сдавая в аренду встроенные и пристроенные помещения, размещать рекламу на фасадах. Эти доходы должны идти в карман ТСЖ. Конечно, важную роль должны играть главы муниципальных образований. Это их обязанность – наведение порядка в системе ЖКХ. Я считаю, что муниципалитеты должны выделить деньги и за свой счет обеспечить документацией, техническими паспортами все дома. И за счет муниципалитетов должны быть все сборы, регистрационные платежи. Также необходимо выделить все земельные участки, провести кадастровые работы и наделить ими дома.
– Недавно администрацией области и представителями федерального фонда была проведена проверка, показавшая, каким образом идет освоение выделенных денег.
– Данная проверка была очень нужна. Так как мы и дальше планируем активно использовать федеральную помощь на проведение капремонтов и переселение из аварийного жилья, нам необходимо уже сейчас, на начальной стадии, вскрыть проблемы, назревшие на местах, извлечь уроки, устранить причины. Примером  моментального реагирования на выявленные недостатки в отношении подрядных организаций стала администрация Калязина. Большая работа проводится в Твери. И особое внимание уделяется составлению сметной документации, которая должна пройти экспертизу в центре ценообразования.
– Реализация Ф-185  – это крупная антикоррупционная мера. Многие подрядчики – строительные организации – смогли в результате этого получить заказы. Однако есть моменты, которые осложняют выполнение  ими взятых на себя обязательств. Это отсутствие промежуточного финансирования (только 30-процентный аванс) и заложение центром по ценообразованию низких закупочных цен на оборудование, что может привести к некачественному исполнению заказов.
– Я не сторонник того, чтобы со всеми подрядчиками заключать договоры на 
30-процентные авансы, а потом по факту все оплачивать. По мере выполнения работ они могут оплачиваться, это должно быть зафиксировано в договорах. Дорогостоящее оборудование нужно исключать из общей сметы либо заключать на него отдельный договор и отдельно платить. В феврале мы приняли поправки к бюджету области, в них предусмотрено, что закупки дорогостоящего оборудования могут производиться со 100-процентной предоплатой, если объект финансируется из бюджета области.
Что касается экспертизы центра ценообразования, эта  услуга хоть и платная, но позволяющая экономить гораздо большие средства. Квалифицированных специалистов, способных грамотно составить смету, не так много. А в центре дадут квалифицированное заключение проектно-сметной документации, при необходимости ее подкорректируют. Цены, предлагаемые центром, средние, они не обязательные, а рекомендательные. ТСЖ вправе самостоятельно принять решение: нас такие материалы не устраивают, мы хотим купить дороже. Но такой выбор должен быть осознанным. Если увеличивается стоимость оборудования, уменьшается объем выполняемых работ.
– Что еще, по-вашему, тормозит процесс реформ и как эти причины можно нейтрализовать?
– Серьезной проблемой коммунального комплекса Тверской области является его изношенность, что сказывается на качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг населению области. Растет количество обращений граждан как на временное отсутствие, так и на качество услуг.
Существует проблема возникновения аварийных и предаварийных ситуаций на объектах ЖКХ муниципальных образований области. В целях оперативного решения данной проблемы и оказания необходимой помощи предприятиям ЖКХ оборудованием и материалами в Тверской области создан областной резерв материально-технических ресурсов.
Одной из важнейших проблем коммунального хозяйства области является стоимость тепловой энергии для нужд населения в районах, не имеющих природного газа.
На мой взгляд, сегодня необходимо провести анализ реального положения дел в отрасли региона и разработать концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства Тверской области на долгосрочный период. Это позволит решить ряд задач. Среди них создание рыночно ориентированной системы управления жильем, обеспечение  финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры, позволяющего ликвидировать накопившийся недоремонт основных фондов и стабилизировать замену изношенных основных фондов.
Уже разработаны и утверждены постановлениями администрации Тверской области 3 региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Для расселения из аварийного жилья у строителей закупят жилье высокой степени готовности (не менее 70%). Согласно условиям государственного контракта, строители обязуются завершить работы максимум за полгода. Причем цену за квадратный метр заранее определило для каждого субъекта Федерации Минрегионразвития, исходя из ситуации на местном рынке. Дешевле можно, дороже – нет. Продавцов жилья ищут с помощью механизма запроса котировок – своего рода аукциона на понижение. В результате люди из аварийного жилья быстрее запланированного переедут в новые квартиры, а строители в условиях нехватки кредитов смогут избежать банкротства и сумеют достроить дома. А значит, не будет обманутых вкладчиков.
– Работы впереди предстоит много. Спасибо вам за подробное изложение состояния дел в сфере ЖКХ, результатов и перспектив. И, конечно, в завершение нашей беседы хочется поздравить  с профессиональным праздником тех, кто связал свою судьбу с нелегким, беспокойным, ответственным и очень необходимым для всех делом.
– Уважаемые коллеги, работники и ветераны жилищно-коммунального хозяйства! Я рад возможности поздравить вас с профессиональным праздником – Днем работника жилищно-коммунального хозяйства. Вы трудитесь в отрасли, от состояния которой зависят благополучие и комфорт людей, качество их жизни, общественная стабильность. Сегодня отрасль устойчиво функционирует благодаря вашему добросовестному труду и ежедневному выполнению профессионального долга. Я надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутых результатах и продолжите путь к созданию эффективно функционирующей системы жилищно-коммунального хозяйства в Тверской области. Коммунальное хозяйство должно развиваться «поступательно и динамично», так как для отрасли, от которой зависит качество жизни населения, направление движения изменить невозможно.
Главным условием эффективной деятельности этого сектора экономики по-прежнему остается человеческий фактор: профессионализм, знание и опыт каждого, кто работает в отрасли. Вы несете на своих плечах нелегкий груз ответственности за жизнеобеспечение наших граждан. От результата вашей деятельности  зависят будущее отрасли и успех ее реформирования.
Примите благодарность за ваш нелегкий труд. Желаю вам и членам ваших семей здоровья, счастья и благополучия, успеха в делах, процветания и уверенности в завтрашнем дне.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
647

Возврат к списку

Тверской губернатор поделился региональным опытом перехода на "цифру" на совещании в Кремле
Игорь Руденя на заседании Правительства РФ озвучил предложения по обеспечению доступа к цифровому ТВ в многоквартирных домах. 15 ноября на заседании Правительства России Игорь Руденя принял участие в обсуждении вопроса о переходе регионов на цифровой формат телевещания.
15.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость