21 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 17.01.2014

Из лесу, вестимо

Фотограф: Александр Солодков

Почти неизвестный Шишкин в картинной галерее

 В Тверской областной картинной галерее в рамках межмузейного проекта открылась выставка произведений классика русского изобразительного искусства Ивана Ивановича Шишкина, при­уроченная к 180-летию со дня его рождения.

«Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь… При имени И.И. Шишкина тотчас же сразу возникает в уме яркое впечатление большого, преимущественно соснового леса и даже чувствуется характерный сосновый запах, так что всегда хочется глубоко вздохнуть» – так в 1898 году писал о художнике неизвестный рецензент. Время прошло, а Шишкин в сознании зрителя остается певцом русского леса, в XX веке став жертвой, во-первых, кондитерской промышленности, а во-вторых, системы образования: его работы известны широкой публике в основном по репродукциям в учебниках. То есть в принципе Шишкин до сих пор остается народу практически неизвестным – не считать же знание картины «Утро в сосновом лесу» исчерпывающим все, что было создано художником. И это при том, что критика во все времена его превозносила, объявляя национальным гением, сама же нация судила о творчестве своего гения в основном по конфетным фантикам.

Выставка в картинной галерее корректирует представление о Шишкине, авторе «Утра в сосновом лесу». Прежде всего это достигается путем некоторого смещения акцентов: в экспозицию включена помимо живописи графика, в которой художник был совершеннейший гений – его офорты высоко ценили даже те, кто весьма скептически относился к его живописи, прежде всего, конечно, «мирискусники». К законченным живописным работам добавили этюды, которым художник, наверное, первый в истории нашего искусства стал придавать определяющее значение, признавая подготовительные материалы к картине самодостаточными и более передающими настроение и состояние натуры, нежели завершенные произведения.

Идея выставки принадлежит Ярославскому художественному музею, с которым у нашей областной картинной галереи сложились давние дружеские отношения. Всего же в проекте участвуют девять музеев: выставки уже прошли в Вологде, Иванове, Костроме, Переславле-Залесском, Плесе, Рыбинске, Череповце и Ярославле. После Твери она переедет в Москву, так что экспозиция вполне соответствует концепции, разработанной Товариществом передвижных 
художественных выставок, в котором состоял Шишкин.

Сейчас трудно представить, что начинал он свой творческий путь именно в составе знаменитого товарищества, созданного как альтернатива академическому искусству с его античными темами.
Передвижники хотели сурового реализма и разрабатывали соответствующие сюжеты, хорошо всем известные. Шишкин же, разделяя взгляды соратников, все свое внимание и время тратил не на обличение в искусстве, а на само искусство – он не хотел разоблачать и критиковать, он хотел просто писать любимую им природу. И делал это непревзойденно. Можно, конечно, сказать о том, что в эпоху, когда каждый родной пейзаж приобретал итальянизированный вид, конкретный вид конкретного леса, написанного Шишкиным, мог подвергнуться осуждению и нападкам со стороны художественной элиты. Но речь сейчас не об этом, а о том, что художник слишком любил живопись и слишком любил русскую природу, чтобы думать о проблемах той или иной социальной группы или всего человечества. В природе он не находил, не видел никаких противоречий, поэтому картины его выглядят безконф­ликтными, лишенными передвижнической идеологии, да и, впрочем, любой идеологии. Сам художник писал: «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова».

Травы, цветы и стебли, мхи, пни и буреломы, лесная чаща и сосна на песке, срубленный дуб и ручей в лесу… И каждый стебелечек, каждая былинка выписаны филигранно, точно: художник серьезно занимался ботаникой, изучал ботанические атласы, поэтому и знал каждую травинку, что называется, в лицо. Смотришь на картины прерафаэлитов – все травинки также выписаны тщательнейшим образом, но у Шишкина по-другому. Если подойти к полотну ближе, окажется, что эффект создается одними лишь мазками, совершеннее которых как будто бы и нет.

Шишкинский лес часто воспринимается как фотографический слепок реальности. Художник, будучи образованным и интересующимся достижениями технического прогресса человеком, пользовался фотоаппаратурой и, конечно, писал по фотографии, что хорошо заметно, например, на картине «Сосна на пес­ке», композиция которой свойственна скорее фотографии, нежели живописи. С одной стороны, это в известной мере снижает образ певца русской природы, каким провозгласила Шишкина официальная критика, с другой – не снимает технического совершенства самой живописи. 

Художник любовно выписывает растительность, с меньшим старанием – людей, которые необходимы порой только по формальным композиционным причинам, а к животным, кажется, и вовсе относится равнодушно. Хрестоматийным стал пример с картиной «Утро в сосновом лесу», где медведица и медвежата принадлежат кисти ученика Шишкина Константина Савицкого. Впрочем, на выставке медведей нет (по крайней мере живописных), что открывает зрителю Шишкина, свободного от стереотипных представлений о нем. Да, есть «Березовая роща», есть «Лес вечером», есть «На лесной меже», есть великолепные картины из собрания тверской галереи – «Лес. Дорожка в лесу», «Лес. Тропинка в лесу» и этюд «Лес (Сосны)», но медведей нет. Есть еще офорты – листы из «Русского художественного альбома» из коллекции Вологодской областной картинной галереи.

Шишкин много и очень плодо­творно работал в графике – он автор свыше 70 литографий и 100 офортов, значительная часть которых представлена на выставке. Занимаясь офортом, он проявлял себя как придумщик и экспериментатор. По некоторым оценкам, с одной доски он получал до 20 отпечатков, каждый из которых последовательно обрастал новыми подробностями. Точно так же внимательно он относился и к распространению своих работ, и в этом были не только просветительские мотивы передвижника. Впрочем, важнее другое. В офорте Шишкин добился таких небывалых высот, что был едва ли не лучшим русским офортистом своего времени, а техника исполнения его работ настолько совершенна, что само собой напрашивается сравнение с малыми голландцами с их философскими обобщениями. В принципе, Шишкин, работая в графике, вплотную подходит к этому. Более того, она открывает нам художника, которого мы в принципе не знали и не могли знать, глядя на его «Рожь» и ее бесконечные репродукции. 

Как живописец, Шишкин главным своим жанром избрал пейзаж. Крамской писал о том, что он «единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым способом», называл его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». В графике жанр получает новое развитие – рассматривая выставленные листы, понимаешь, как скрупулезно Шишкин изучал работы старых мастеров, присутствие и опыт которых ощущается очень сильно. С другой стороны, именно в технике офорта исполнена очень редкая для Шишкина работа в жанре интерьера – на выставке можно увидеть лист «Сени» 1890 года, его ни за что нельзя пропустить.

Как нельзя пропустить и портреты Шишкина, выполненные Александрой Комаровой и Виктором Бобровым, а также автопортрет художника, о котором современники говорили: «Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская. Вятская. Высокий, стройный, красивый силач. С зорким взглядом, густою бородой и густыми волосами».

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений Петренко
73

Возврат к списку

Россия досрочно вышла в плей-офф
Только вдумайтесь: с 1986 года наша страна на чемпионатах мира по футболу не могла пройти дальше группового этапа. И мало кто верил, что на домашнем мундиале результат окажется другим.
21.06.201813:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость