26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 17.01.2014

Деньги исчезают не бесследно

Фотограф: MONEYCOACH . RU

Удобство безналичных расчетов бесспорно, но есть в них и риски

 Технологии не стоят на месте. Сегодня мы уже так привыкли к банкоматам и возможности оплаты услуг и покупок через платежные терминалы, что первая же непредвиденная ситуация может ввести нас в ступор. Сложно, к примеру, с пониманием отнестись к тому, что банкомат прервал операцию по выдаче средств, но списал-таки сумму с вашего счета. Между тем все эти технические устройства представляют собой сложную систему, которая нет-нет да и приводит к сбою. Важно быть к этому готовым и знать, какие шаги предпринять, чтобы вернуть свои кровно заработанные.

В этом году в Управление Роспотребнадзора по Тверской области поступило восемь письменных обращений по вопросам, касающимся сбоев в работе терминалов и банкоматов, непоступления денежных средств на счет, несвоевременного перевода при проведении расчетов через терминалы и банкоматы.

Знать бы, где споткнешься

В действительности недоразумения при «общении» с электронными устройствами бывают, конечно, гораздо чаще. Только большинство из них мы пытаемся урегулировать самостоятельно. Порой даже не зная, как это делается. 

 – Я довольно часто пользуюсь банковской картой при оплате услуг и покупок. Стараюсь делать это, даже если в кошельке есть наличные. Предпочитаю держать их для мелких расчетов и учреждений, где нет терминалов. Но случай, который произошел со мной недавно в одном тверском салоне красоты, заставил изрядно понервничать, – рассказывает жительница областного центра Светлана.
– Оплатить картой услуги парикмахера не получилось. Сначала терминал просто «завис», а потом выдал чек, известив, что операция прервана. Я оплатила наличными, а уже отойдя на приличное расстояние от заведения, получила SMS-сообщение о том, что оплата услуг выполнена и мой счет уменьшился ровно на ту сумму, что я уже оставила в кассе. Администратор салона, покопавшись в мусорном вед­ре, нашла мой чек, попыталась убедить, что деньги к ним все равно на счет не поступят, а вернутся ко мне. Сколько этого ждать, она уточнить не могла. Но объяснила, что такие случаи с их клиентами уже бывали. 

Девушке еще не раз пришлось посетить салон, чтобы вернуть деньги, – в банке, выдавшем карту, ей сообщили, что средства действительно списаны и пришли к адресату. Дней через пять сумму наличными все-таки удалось получить обратно. 

Но, что интересно, если бы не подключенная к телефону услуга «мобильный банк», Светлана вряд ли узнала бы, что произвела оплату дважды. Кроме того, тверитянке сказали, что деньги могли оказаться заблокированными, и на их вызволение ушло бы немало времени. 

Требуются контролеры

Так кто же виноват, если терминал работает некорректно и сотрудники салона уже не раз сталкивались с проблемой при осуществлении безналичных расчетов? Вопрос отнюдь не риторический. Эта сфера регулируется Федеральным законом «О национальной платежной системе» (НПС). Согласно ему, кредитные организации могут привлекать так называемых банковских платежных агентов. Ими могут быть юридические лица (кроме банков) или индивидуальные предприниматели. 

В ГУ Банка России по Тверской области пояснили, что ответственность кредитной организации за несоблюдение банковским платежным агентом требований договора установлена в Законе об НПС и в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кредитное учреждение, с которым у платежного агента заключен договор, обязано контролировать соблюдение последним порядка осуществления приема денежных средств и их перевода по распоряжению потребителя. Надзор за деятельностью кредитных организаций в свою очередь осуществляет Банк России, имеющий в арсенале широкий набор инструментов для привлечения к ответственности, в том числе за несоблюдение норм законодательства банковскими платежными агентами.

Ответственность же за функционирование терминалов несет тот субъект, которому принадлежит электронное устройство. 

Действуем по сценарию

Когда неприятность уже все-таки произошла, действовать лучше всего максимально оперативно. В случае со Светланой все разрешилось без письменного обращения в банк. Как правило, учреждения, предоставляющие услуги, не хотят терять постоянных клиентов. Но исход мог быть и другим.
Поэтому в отделе по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области советуют действовать по следующему алгоритму.

Если операция была прервана и в течение разумного срока денежные средства не поступили на счет, целесообразно обратиться в банк с соответствующей письменной претензией в двух экземплярах, приложив копию кассового чека: один – передается в кредитную организацию, другой – остается у граж­данина. На экземпляре потребителя представитель банка должен поставить отметку о получении претензии. В случае ее непринятия, претензию можно направить по поч­те заказным письмом с уведомлением по мес­ту нахождения банка. Если вопрос не будет решен в добровольном порядке, гражданин вправе обратиться в суд.

Если речь идет об оплате каких-либо товаров, работ, услуг (например, услуг ЖКХ, связи и т.п.) через платежные терминалы, то обязательства плательщика перед поставщиком считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств платежному агенту.

Следовательно, при непоступлении денежных средств на счет клиент вправе, приложив копию кассового чека, проинформировать поставщика о том, что он своевременно произвел оплату, и потребовать предоставления оплаченного товара (работы, услуги).

Потребитель также может потребовать от платежного агента перечисления денег поставщику в назначенный им срок, уменьшения суммы комиссионного вознаграждения, возмещения понесенных им расходов (например, возмещения суммы комиссии при повторном перечислении денежных средств через терминал, который принадлежит иному платежному агенту), а также вправе отказаться от исполнения договора.

Ирония судьбы или…

Как раз во время работы над этим материалом мне понадобилось срочно сделать перевод средств родственнице. Я решила воспользоваться уже привычным способом – сервисом онлайн. Но в то время, когда я подтвердила операцию, на сервере банка, видимо, произошел технический сбой. Пока сервер долго пытался «переварить» загруженную информацию, мне пришло сообщение от мобильного банка о том, что деньги со счета списаны. А еще спустя пять минут на экране компьютера появилась надпись о том, что операция не выполнена. Оператор банка, с которым я срочно связалась по телефону горячей линии, сначала убедилась, что с ней говорит пользователь карты, а затем подтвердила, что деньги действительно списаны со счета и, для того чтобы их возвратить, необходимо обратиться в ближайшее отделение банка. Время рассмотрения обращения – 5–25 дней, сообщила она. Однако после заполнения выданной в банке формы заявления прошли всего сутки, и сумма вернулась мне на счет. Оказывается, не все так страшно. 

Татьяна ДАНИЛОВА
Автор: Татьяна Данилова
16

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость