23 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 13.02.2009

Как одна семья

Именно одной семьей считали себя ученики замечательного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова. В этом можно убедиться, даже не заглядывая в мемуары, например Аполлона Мокрицкого.
Достаточно прийти в Тверскую картинную галерею, где в информационно-образовательном классе сейчас развернута экспозиция «Венециановские дни».

Именно одной семьей считали себя ученики замечательного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова. В этом можно убедиться, даже не заглядывая в мемуары, например Аполлона Мокрицкого.
Достаточно прийти в Тверскую картинную галерею, где в информационно-образовательном классе сейчас развернута экспозиция «Венециановские дни».
Ежегодную выставку сотрудники галереи посвящают дню рождения Венецианова, большая часть жизни которого прошла не в Москве, где он родился, и не в Санкт-Петербурге, где он служил, а в тверском крае. После женитьбы в 1815 году  на Марфе Азарьевой он приобрел на имя жены сельцо Трониха с деревнями Сафонково, Максиха, Сливнево, Макашиха Вышневолоцкого уезда, который стал для художника истинным краем вдохновения. Именно на тверской земле он создает большинство своих произведений. Именно на тверской земле ему приходит идея о собственной художественной школе, из которой вышли замечательные мастера русского изобразительного искусства. В вышневолоцком крае возникла своеобразная методика Венецианова, заключавшаяся в изучении перспективы, начертательной геометрии и оптики. «Пиши, как видишь, не мудри», – говорил художник, впервые открывший для публики повседневную крестьянскую жизнь, и утвердил ее в качестве главного содержания искусства.
На выставке в информационно-образовательном классе представлены две работы самого Венецианова и три картины его учеников Григория Сороки и Алексея Тыранова. Вывешенные на стенах персикового цвета, они получили дополнительное очарование и эффект. Все вещи, которые вошли в экспозицию, – без преувеличения, жемчужины коллекции Тверской картинной галереи. «Пастушок с дудкой» Венецианова – несомненно, одна из них. Она написана маслом по дереву в 1820-х годах. В это время художник в своих картинах добивается неповторимого, органичного соединения человека и природы, поэтизации крестьянской жизни. Для картины «Пастушок с дудкой» позировал, как это обычно бывало, один из крепостных художников, однако по картине этого не скажешь – она проникнута лиризмом и умиротворением. Другая экспонируемая картина Венецианова выполнена в жанре портрета – это портрет Петра Ивановича Милюкова, помещика, владельца имения Спасское-Лепехино в Тамбовской губернии, села Поддубье, сельца Островки и деревни Покровское Тверской губернии. Этот человек, изображенный Венециановым в черном сюртуке и белой сорочке, белом же жилете, был знаком с художником и состоял с ним в переписке. Именно из этих писем мы впервые узнаем о его крепостном Григории Сороке. Он родился в Покровском и так и не смог избавиться от зависимости вплоть до знаменитого манифеста 1861 года.
Венецианов, как известно, прилагал немало сил для того, чтобы добиться для своих учеников свободы или увольнения их, например, из мещанского сословия. Но с Милюковым по поводу талантливого Сороки так и не смог договориться. Занятия Сороки с Венециановым, видимо, не имели регулярного характера: однажды крепостной художник был отправлен в Спасское-Лепехино, где появилась серия замечательных пейзажей, среди которых «Вид в имении Спасское Тамбовской губернии», включенный в состав этой камерной экспозиции. Красота русской природы имеет здесь возвышенный, едва ли не песенный мир, о чем прекрасно говорит образ старой крестьянки с ведрами. Не случайно, когда сотрудники галереи «оживляют» эту картину, непременно звучит русская народная песня. Другая картина Сороки, которую можно увидеть теперь, – «Вид на усадьбу Островки с большого острова». В атмосфере затаенной тишины, разлитой в обеих этих работах, ощущаются щемящее чувство тоски по независимости, несбывшаяся мечта о свободе.
Григорий Сорока был одним из последних учеников Венецианова. Алексей Тыранов, происходивший из бежецких мещан, пришел в венециановскую школу одним из первых и учился у мастера с 1824-го до начала 1830-х годов. Его «Автопортрет» дополняет экспозицию, он привлекает прежде всего простотой и непредвзятостью в передаче натуры. Тыранов был любимым учеником Венецианова, мастер даже добивался для него разрешения копировать произведения в Эрмитаже, выдавая его за своего сына. «Автопортрет» – наиболее ранняя работа Тыранова. Современники вспоминали, что писался он «украдкой» в апреле 1825 года, но «совершенно оправдал попечение своего наставника и показал успех его методы».
Через школу Венецианова прошло много учеников, атмосфера дружеского приятия, заботы и отношения к ним как к членам своей семьи позволили ее основателю не только дать толчок для развития русской жанровой живописи, но и воспитать целую плеяду художников, составивших славу национального изобразительного искусства. Немало для этого сделали Григорий Сорока и Алексей Тыранов.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
85

Возврат к списку

В Твери прошел выпуск суворовцев и офицеров академии ВКО
23 июня в Твери прошли торжественные мероприятия, посвященные выпуску офицеров-слушателей Военной академии ВКО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и Тверского суворовского военного училища.
23.06.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость