25 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 25.10.2013

Сказка без героя

Фотограф: Ильдар Аюпов

В ТЮЗе показали мюзикл

 В Тверском театре юного зрителя сыграли премьерный спектакль «Карлик Нос» в постановке режиссера из Петербурга Евгения Зимина, который сделал инсценировку известнейшей сказки Вильгельма Гауфа. Историю превращения мальчика Якоба в карлика, а самой сказки – в мюзикл наблюдал коррес­пондент «ТЖ».

В театре возможно все – и приключения, и превращения, и перемещения во времени. Так и декорации «Карлика Носа» (художник Вера Курицина) переносят зрителя в некий, немецкий, естественно, городок с пряничными домиками, в которых оби­тают ничем вроде бы не примечательные люди, живущие главным образом тем, что обслуживают двор гурмана­герцога (Александр Евдокимов). Жизнь здесь течет своим чередом – торговка овощами продает капусту и зелень, а цирюльник стрижет волосы. Любое иное проявление жизни оценивается как событие, о котором долго говорят, потому что посудачить, по сути, горожанам не о чем. Именно поэтому все так ждут появления Управляющего кухней Герцога (Михаил Хомченко) – он и провизии купит, и последние дворцовые сплетни расскажет.

Обращение театра юного зрителя, с большим вниманием относящегося ко всякого рода сценическим экспериментам, к «Карлику Носу» вроде бы никакими особыми коннотациями не окрашено – мало ли сказок? Однако из истории про мальчика Якоба, превращенного колдуньей в мерзкого карлика, от которого шарахаются люди, театр делает не просто сказку, но сказку музыкальную (композитор Василий Тонковидов). Все герои поют, причем все партии написаны специально для постановки и отражают основные сюжетные повороты. И музыкальные сцены – лучшие в спектакле. Другим «манком» для зрителей становятся обещанные авторами превращения. Действительно, каким образом на сцене мальчишка сделается уродцем?.. Режиссер в данном случае велосипеда не изобретает: после того как колдунья Крейтервейс (Татьяна Романова) меняет облик главного героя, то вручает ему куклу, которая и должна говорить о метаморфозах, произошедших со внешностью героя. Кукла эта в такой же, какую носит Якоб, одежде, только с горбом и большим носом, постоянно находится при нем. Собственно, она и есть Якоб: qui pro quo, при этом на сцене одновременно присутствует и исполнитель этой роли Александр Крайнов, который поднимает кук­лу вверх и говорит за нее.

Герой таким образом явлен в двух ипостасях, но на пользу спектаклю это вряд ли идет. Все дело в том, что Якоб, ставший поваром у Герцога и получивший при дворе, как и вся дворцовая челядь, прозвище – Карлик Нос, стоит в центре всех событий, вокруг него вертится действие, мотором которого он является. Однако в спектакле Евгения Зимина главной движущей силой выступает не молодой герой, а другие персонажи, так что получается: короля играет свита, и она в самом деле хороша. Прием удвоения личностей режиссер применяет и в другом случае – в представлении дочери волшебника Ваттербока Мими, превращенной колдуньей Крейтервейс в гусыню, которую Карлик Нос покупает на рынке для жаркого. Мими (Наталья Бульканова) в человеческом обличье носит на руках куклу птицы и управляет ею. Смотрится это несколько искусственно. Динамика достигается другим путем – танцевальными номерами, поставленными Джоном Шенгелия, опять же песнями и ростовыми куклами, персонажами волшебного мира. Они слабо рифмуются с куклами, изображающими главных героев, поэтому эффект, к которому приводит их появление на сцене, один – это красиво и сказочно, это значит, что все, кто попадает в пространство колдуньи, лишаются своего настоящего лица, и, чтобы вернуть его, трубуется приложить немало усилий. Некоторым и вовсе это сделать не суждено.

Оппозиция героя и толпы, разрабатываемая в литературе романтизма, в том числе и Гауфом, намечена в спектакле: Якоб, ставший карликом, не узнан, отвергнут родными, гоним, осмеян незнакомыми. Он находится на грани отчаяния, и только случай и приобретенное за время пребывания у колдуньи поварское мастерство помогают герою снять заклятье и с самого себя, и с Мими. К этому нужно добавить, конечно, еще и доброе сердце, которым наделил мальчика немецкий романтик Гауф. В постановке толпа предстает огромной силой, противостоящей герою, но сопротивляться ей он практически не может. Порой Александр Крайнов не знает, что делать с куклой, и эти сцены «провисают», а когда «неживые» персонажи остаются на сцене без своих провожатых, возникает ощущение, что действие остановилось и дальше никуда не пойдет.
Отсутствие в спектакле ясно выраженного главного персонажа компенсируется общей направленностью постановки, в которой все­таки звучит мысль о том, что внешняя красота не имеет большого значения, и доброе сердце, внимание и любовь к людям, отзывчивость и сострадание оказываются гораздо важнее миловидного лица. Только для того, чтобы понять это, сорванцу Якобу, посмеявшемуся над колдуньей, пришлось стать Карликом Носом.
Автор: Евгений Петренко
204

Возврат к списку

Тверских детей с нетерпением ждут в лагерях
Считанные дни остаются до начала самых длинных каникул в году. В нашем регионе в загородных, дневных, палаточных лагерях (всего их 600 с лишним) отдохнут более 70 тыс. ребят. Губернатор Игорь Руденя поставил четкую задачу: летний сезон должен пройти на высоком, качественном уровне. Мелочей здесь нет и быть не может. Журналисты «ТЖ» выяснили, как идет подготовка к встрече детей.
24.05.201812:35
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость