26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 15.10.2013

Художник, влюбленный в детство

Фотограф: РЕПРОДУКЦИИ РАБОТЫ ТВОРОЖНИКОВА

Его картины выставлены в лучших музеях мира

Замечательный мастер портрета и жанровой живописи Иван Творожников в справочниках, энциклопедиях и искусствоведческих работах почему-­то числится сыном крестьянина Московской губернии. С исследователей в данном случае спрос невелик: историческую географию они в своих академиях не изучали, а вот специалисты по биографике должны бы относиться к таким вопросам более тщательно. 

Граница Тверской и Московской губерний проходила здесь по левому берегу Шоши, но деревня Жуково, в которой родился 10 октября 1848 года Ваня Творожников, находилась примерно в полутора километрах от нее, в нашем уезде. Ныне это Конаковский район.

Деревни Жуково теперь нет, но она не была затоплена водами Шошинского плеса Иваньковского водохранилища, поскольку находилась поодаль, на довольно возвышенном месте. Сейчас здесь располагается охотничье хозяйство. А многие жители деревни, чтобы не искушать судьбу (а может, и по приказанию властей: это же был 1937 год), переселились перед затоплением в поселок Редкино. Был туда перевезен и дом Творожниковых, на котором с 1974 года по сей день красуется мемориальная доска. Много доброго для популяризации творчества мастера на его малой родине сделал редкинский краевед, педагог и художник­-любитель Борис Румянцев. В 1990-­е годы он не раз приезжал ко мне в институт усовершенствования учителей на кафедру краеведения, которой я тогда заведовал, и взволнованно рассказывал о своих небольших открытиях, касающихся местных страниц биографии Творожникова. Он с гордостью говорил, что в Редкине о нем знает каждый, а я слушал его и думал, что знают­-то благодаря Борису Румянцеву, о чем тот скромно умалчивал, лишь сетовал на равнодушие властей.

Талант, достойный поощрения

Из соседней с Жуковом деревни Борцино происходил создатель и руководитель Общества изучения тверского края – замечательной общегубернской организации краеведов в 1920­-е
годы – Николай Рогожин, будущий главный библиограф Всесоюзной книжной палаты. Он гордился земляком-­художником и, вероятно, мог быть даже знаком с ним, поскольку Творожников в течение всей жизни приезжал в родные места. Николай Петрович напечатал в «Материалах» общества в 1928 году, к 80­-летию художника, свой очерк о нем. Из него мы узнаем, что семья Творожниковых не отличалась достатком. Ртов было немало: кроме отца и матери, дедушки и бабушки за стол садилась детвора – две сестры и младший брат Алексей, впоследствии знаменитый гравер.
Сверстник и товарищ будущего художника Скворцов рассказывает, что еще очень маленьким мальчиком Иван усердно рисовал углем на стенах разные картины. На сеновале, во дворе, в сенях – везде для него находились «полотна» – бревенчатые стены и заборы. 

Двенадцатилетнего мальчика за год до освобождения крестьян от крепостной зависимости отец повез в Петербург «определять на место». Он сменил их немало: половой в трактире, приказчик в лавочке, подручный в мастерской, простой рабочий и так далее. И везде находил возможность рисовать чем и на чем попало. Случай определил дальнейшую судьбу Ивана. Кто-­то заинтересовался работами любителя, обнаружил в мальчике художественные задатки, свел его с большими живописцами, а те помогли устроиться в существовавшую тогда в Петербурге Рисовальную школу Общества поощрения художеств. 23 мая 1868 года на экзамене был он удостоен «за рисование гипсов малой серебряной медали...»

По окончании школы Иван стремится в Академию художеств, куда, несмотря на блестящие успехи, он не мог поступить в число действительных студентов за отсутствием документов об общем образовании. Но выдающиеся способности Творожникова были отмечены советом Академии, и вследствие прошения 26 сентября 1870 года его приняли на первый курс по классу живописи. С этого времени работа пошла еще успешнее. В декабре 1870 года Ивану Ивановичу была присуждена медаль первого достоинства за рисунок, а в октябре 1871 года – медаль того же достоинства за этюд с натуры. Ежемесячные наброски его неизменно сопровождались блестящими отметками. Вот что гласит выписка из журнала Совета Академии художеств от 3 января 1876 года за подписью бывших ректоров – Иордана и Рязанова и профессоров Виллевальда, Шамшина, Фон­Бока, Верещагина и Венига: «Определением Совета, 31 октября 1875 года состоявшимся, никто из конкурентов не удостоен первой золотой медали, между тем, некоторые из программ, а именно учеников Сурикова и Творожникова, исполненные лучше прочих, выказали в их авторах художественный талант, вполне достойный поощрения. Признавая, что путешествие за границею с целью осмотра и изучения произведений древнего и нового времени, несомненно, послужит к дальнейшему развитию, вышеозначенные члены Совета ходатайствуют о предоставлении возможности ехать им за границу на два года за казенный счет». 

Первые работы Ивана Ивановича были в области церковной живописи. Наиболее ранние сохранились в церкви села Николо­Тешилова, В 1877-­м и 1878 году он написал «Четыре Вселенских собора» в храме Христа Спасителя в Москве, за которые был удостоен золотой медали. Работы Ивана Ивановича имеются в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и в других церквях. 

Из деревни – в Венецию

«Уже образованным стал навещать Иван Иванович родную деревню, – рассказывает упоминавшийся выше сверстник и товарищ художника Скворцов. – Перетряхнул он гнилую отцовскую избушку, шатер на огороде сделал да целыми летами и занимался в деревне рисованием – нанимал стариков, старух, нищих, убогих разных, детей и женщин, с них и писал картины в разных видах». И действительно, в целой галерее созданных Творожниковым групп и одиноких фигур можно узнать портреты его односельчан («У церкви», «За хворостом», «Крестьянские дети», «Зима»), нищих, прохожих, офеней («Книгоноша», «Бедный мальчик с корзинкой», «Безродный»). В 1895 году Иван Иванович снова появляется в Академии художеств, будучи назначен преподавателем в натуральный класс. 1 октября 1898 года он был избран профессором искусств по тому же натурному классу, в каковом звании продолжал оставаться (по выборам через каждые пять лет) вплоть до 1918 года. Скончался Иван Иванович «в крайней бедности и от полного истощения» (удивительно, как большевистская цензура пропустила в 1928 году эту фразу, показывающую полное небрежение советской власти к судьбе одного из лучших отечественных художников, умершего от голода в Петрограде 12 июня 1919 года. – В.В.)

С 23 октября 1906 года за известность на художественном поприще академия избрала Ивана Творожникова своим членом. Его картины появлялись на многочисленных выставках в России, Западной Европе и даже в Америке. Здесь они привлекали общее внимание и охотно раскупались как частными лицами, так и для известнейших галерей. Картина «Послушник» находится в музее Академии художеств, а «Бабушка и внучка» — в Русском музее. Яркое полотно «Девочка – холодно» хранится в Венецианском музее в Италии. Картину «Вам Бог милости прислал» Иван Иванович выставил на Международной выставке в Венеции. Здесь она привлекла к себе внимание ценителей, была приоб­ретена и сейчас находится в Галерее короля Гумберта. Несколько вещей – «За работой», «Девочка и мальчик» – на выставках были приобретены для галереи Желтышева. Из картин известностью пользуются «За стаканом пива» и «За пяльцами», «За пособием. Старушка» и «В семье чужая». Цветковская галерея в Москве приобрела в свое время картины Ивана Ивановича «Бедный мальчик с корзинкой», «Кумушки», «Девочка у колодца», «Безродный» и «Горе». На Всемирной выставке в Чикаго и на ряде других выставок большим успехом пользовались полотна «За хворостом», «Зима», «Крестьянские дети», «Мальчик с уздечкой», «Мальчик в поле», «Элегия», «Рабочие» и другие. Большой холст «У церкви» можно увидеть в Третьяковской галерее. Однако перечисленными список полотен Ивана Ивановича не исчерпывается. Картины его выставлены и в других местах, в частности в Эрмитаже в Петербурге. Многие из картин охотно репродуцировались в лучших художественных изданиях.

***
В последний раз Творожников экспонировал свои работы в 1917 –1918 годах на 45­-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. 

Его картины внешне просты по сюжету и приемам, но производят (особенно портреты детей и жанровые сценки) глубочайшее впечатление, заставляя вспомнить лучшие образцы русской реалистической живописи и классические произведения немецкой, английской и фламандской школ.

 

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
1218

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость