24 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 27.09.2013

Женщина о женщинах

Фотограф: Ольга Моисеева

Светлана Дружинина представила свой фильм «Охота на принцессу»

 Очередную, девятую и десятую части кинопроекта «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» в Твери представляла режиссер, сценарист и продюсер Светлана Дружинина, творческая жизнь которой оказалась очень тесно связана с тверским краем еще со времен фильма «Гардемарины, вперед!». 

Часть сцен этой историко-романтической истории снималась в областном центре. Причем, что интересно, первый эпизод фильма Светлана Дружинина начала снимать ровно 25 лет назад, когда православный мир праздновал тысячелетие Крещения Руси. «Охота на принцессу» – продолжение предыдущего фильма «Виват, Анна!» о восшествии на российский престол Анны Иоанновны. В новой части исторической эпопеи действие разворачивается в 1736 году. Анна Иоанновна на троне уже шестой год, и чтобы укрепить род своих предков по женской линии — Милославских, императрица принимает решение, аналогов которому нет в мировой истории: она завещает российский престол будущему сыну своей племянницы Анны Леопольдовны, то есть ребенку, еще не рожденному… Это завязка фильма, один эпизод которого снимался в Тверской области – в Завидове, Светлана Дружинина работала над сценой венчания Анны Леопольдовны и принца Браушвейгского Антона-Ульриха. Площадкой же стала старинная Успенская церковь, украшение Завидова, построенная в начале XVII века при личном участии Арсения Элассонского, архиепископа при Архангельском соборе Московского Кремля, владевшего в то время Завидовской волостью. С одной стороны, это место историческое, такое же, как Петергоф, где снимались другие сцены картины. С другой стороны, настоятеля храма митрофорного протоиерея Валерия Ильина и режиссера связывает давняя дружба, а так как священник давал авторам фильма консультации, связанные с духовными практиками, то лучшей «натуры» было просто не придумать. Более того, весь род Ильиных-Дубяго во главе с внуками Павлом и Алексеем был приглашен принять участие в съемках. У Светланы Дружининой с тех пор сложились самые теплые отношения с протоиереем Петром и матушкой Еленой.

Говоря об этом, Светлана Дружинина вспомнила, как 25 лет назад, когда она закончила работу над первым эпизодом фильма «Гардемарины, вперед!», который снимался в церкви «Белая Троица» в Калинине, руководство Гостелерадио порекомендовало ей вырезать эту сцену в храме.

– Как вырезать?! – и теперь, по прошествии стольких лет не может понять автор. – Я тогда дико затосковала…. Чтобы снять эту сцену, мы с Михаилом Боярским испрашивали благословения у тогдашнего правящего архиерея, митрополита Калининского и Кашинского Алексия Коноплева. Благословение мы получили, и именно владыка Алексий посоветовал мне ничего из картины не вырезать, а выждать время – все и образуется. Так и вышло… Кстати, среди тех священников, которые присутствовали тогда на нашей встрече, был и отец Валерий, но познакомились с ним позже. Благословение мы получили, нашим консультантом стал нынешний митрополит Тверской и Кашинский Виктор. 

…Съемочная группа приехала в Завидово летом 2011 года. Светлана Дружинина рассказала тогда корреспонденту «ТЖ» об историческом контексте фильма:

– Шла мучительная, грязная, некрасивая борьба, потому что чрево Анны Леопольдовны обещало царство. В угоду политическим интересам она венчается с принцем Антоном Ульрихом только для того, чтобы Россия могла остаться в дружбе с Австрией, противостоявшей Турции…

Разбираться в хитросплетениях российской истории, тем более истории противоречивого XVIII века, довольно хлопотное занятие. Но Светлана Дружинина уже долгое время занимается этим едва ли не профессионально: сценарий ее «Охоты на принцессу» основан на исторических документах, которые, как известно, врать не умеют. Их надо только прочитать правильно. Такое отношение к истории, по словам режиссера, привил ей, а лучше сказать – сформировал, еще во время работы над сценарием «Гардемаринов» писатель Юрий Нагибин, который говорил Светлане  Дружининой: «Какие бабы на Руси были! Как они мощно вырвали век восемнадцатый в век девятнадцатый!» На презентации новой картины режиссер повторила эту фразу, сославшись в том числе и на мнение профессора-славянофила Сергея Соловьева: «Восемнадцатый век – век женщин».

– Сейчас очень много рассуждают, как вернуть истоки патриотизма, и мы делаем свою работу, чтобы зритель знал, откуда мы родом, – говорит Светлана Дружинина. – Да, история кровавая, но из трагического опыта делаются самые важные выводы, смысл которых можно свести к одному: главное, чтобы такого больше не повторялось.

Стремление наших современников, особенно молодых, «забраться» подальше в XXI столетие, подальше от событий, о которых рассказывают фильмы Дружининой, и не учитывать исторический опыт предыдущих поколений, по мнению многих специалистов, чревато новыми ошибками, и на исправление их может понадобиться очень много времени. «Я знаю все, что необходимо, чтобы жить в XXI веке» – первая ошибка.

– Такая важная с точки зрения исторической ретроспективы тема, как дворцовые перевороты, которые определяли судьбу государства Российского, сейчас, увы, не востребована, – говорит отец Валерий. – Светлана Дружинина взяла на себя великую миссию – раскрыть ее нам во всей широте, многообразии и противоречивости.

Наверное, стоит еще сказать и об установке на историческую достоверность, которой не только в сценарии уделено огромное внимание – сам выбор мест для натурных съемок соответствует интенции авторов. Известно, что Светлана Дружинина снимает свои фильмы только в местах, которые напрямую причастны к большой истории. Вот и в «Охоте на принцессу» показаны не только виды Петергофа, в картине внучка Петра Великого лежит именно на той самой постели во дворце Монплезир, на какой почивал ее дедушка… «Мы снимаем там, где другим просто не разрешают», – говорит режиссер.

Теперь, пожалуй, стоит вернуться к сюжету картины. Молодая, эффектная Анна Леопольдовна, роль которой стала дебютом Снежанны Полежаевой, не любит своего жениха Ульриха, предстающего в фильме довольно неприятным типом. Этим пользуются фаворит Анны Иоанновны Бирон, мечтающий женить своего сына Питера на принцессе, и саксонский посланник Мориц. Мориц и Питер начинают охоту на принцессу. Эти роли в фильме исполнили Александр Домогаров и Александр Домогаров-младший… В других ролях – Александр Лазарев-младший (Бирон), Наталья Егорова (Анна Иоанновна), Владимир Ильин (Остерман), Екатерина Никитина (Елизавета Петровна), Ивар Калныньш (Миних). Кастинг всегда был и остается несомненным залогом успеха всех фильмов, снятых режиссером. Немало способствует этому и операторская работа – камерой в картинах Светланы Дружининой руководит Анатолий Мукасей, у которого свои отношения с Тверью.

– С тверской землей меня многое связывает, – признается Анатолий Мукасей. – Здесь я снял две картины – над «Первой девушкой» мы работали в Старице, над второй – «Чучело» – в Калинине и Старице. Когда Ролан Быков выбирал для этого фильма натуру, то спросил меня, где будем снимать. И я, не сомневаясь, ответил: в Калинине.
Автор: Евгений Пантелеев
145

Возврат к списку

Губернатор Тверской области вручил награду «За волю к победе» на Кубке России по аквабайку
23 июня в акватории Волги в центре Твери прошли основные выступления участников Кубка России по аквабайку и первенства России по водно-моторному спорту в классах «аквабайк», которые стартовали в Тверской области 21 июня. Верхневолжье принимает чемпионат уже в третий раз. Соревнования посетил губернатор Игорь Руденя.

23.06.201821:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость