21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 09.09.2013

Теплые вселенные Анатолия Камардина

Год назад, в самом начале сентября, мы простились с этим замечательным тверским художником и замечательным человеком

Анатолий Камардин. Для тверской земли это было оглушающей потерей. Кажется, сейчас уже появилась печальная привычка говорить о нем в прошедшем времени. И мы живем дальше. Жизнь, как великий дар, со всеми ее проблемами, печалями и радостями очень ценил Анатолий Камардин и бесконечно формировал и осваивал в своем искусстве.

Сложнейшие экспозиции создавались им играючи и без оглядки на то, «как положено». Камардин часто помогал делать выставки разного рода. Он был экспозиционер от Бога. Использовал нетривиальные ходы и данное ему чувство меры. Его собственные экспозиции были всегда необыкновенно интересны. Керамика диктовала определенный уровень ее подачи и требовала безупречно выстроенного пространства вокруг нее.

Грандиозный успех имели его работы в Финляндии. Мощное цветовое звучание и поразительное пластическое мастерство его композиций заставляли сдержанных финнов ликовать и аплодировать!

Друзья и коллеги Анатолия часто вспоминают и что­то на первый взгляд малозначительное, но очень личное: как он собирал белые молочники, любил мороженое, не выносил высокопарности. Истинной мукой для него были обязательные выступления на открытиях выставок. Камардин никогда не называл свои вещи «произведениями». С упоением читал многотомные труды по славянской мифологии. Любил животных и все, что связано с природой – в ней крылись для него великие тайны, к которым он трепетно и вдохновенно прикасался.

Были в Камардине основательность и надежность русского человека. Он умел держать слово и отстаивал свои убеждения, не признавая компромиссов. Анатолий всегда много работал. Сделал столько, что еще долгие годы будет удивлять и радовать нас. Возможно, здесь еще играет свою роль одно из завораживающих свойств его керамики – независимо от того, когда была выполнена работа, лет двадцать назад или недавно, при очередном экспонировании она, как правило, оставляет ощущение свежей, ранее незнакомой вещи. В зависимости от предлагаемой среды бытования, эффектов освещения, разворотов в пространстве, высоты подиума, даже цвета стен керамика его каждый раз говорит с нами другим голосом. Вещи Камардина наделены душой и характером, и при определенной статике пластических форм в них есть пульсация жизни, едва сдерживаемое движение. Его керамика живет самостоятельной жизнью и по своим законам. Как дети, которые выросли и выбрали свой путь.

В искусстве Анатолия, как и в самой жизни этого человека, органично существуют элементы высокой духовности и повседневной реальности, драмы и комедии. Будничные или совсем простые сюжеты подняты художником на пьедестал явления, незначительный на первый взгляд персонаж становится центром Вселенной и главным героем… Плывет на быке прекрасная Европа («Похищение Европы»), рядом танцует с упоением морячок («Матросский танец»), оттягивается дембель с фуражкой на затылке («Дембель»), ведут свою беседу по­патрициански снисходительные «Граждане Великого Рима», пленяют вечной женственностью божественные «Метаморфозы», голосят частушки русские бабы («Ох да ах»). У художника героями были все: люди, бабочки, птицы, кузнечики, лошади, святые земли Русской, представители древних цивилизаций, бутоны цветов, глиняные кринки, камни. Созданный им мир теперь оставлен нам.

В искусстве Анатолия Камардина не было той безнадежной банальности, что, на самом деле, делает искусство невозможным. Сознательно и решительно он прошел в творчестве своей дорогой, и был ему важен простой, но никогда не однозначный смысл миропорядка. Зрителю, не всегда постигающему что­то в его керамике, он предлагал: «Вы понимаете так, как способны это сделать». При этом в своем творчестве Анатолий всегда защищал хрупкое несовершенство человеческой природы.

Анатолий Камардин, непревзойденный керамист и превосходный график, был большим художником. И всегда будет занимать особое место в пространстве тверской культуры и в русском декоративно­прикладном искусстве.

 

Автор: Ирина ПЕТРОВА
58

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость