26 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 09.08.2013

Недостающее звено

Фотограф: Владимир Крылов

Как сохранять, изучать и возрождать фольклор

В пресс-центре газеты «Тверские ведомости» состоялся круглый стол «Фольклор и этнография Тверской области: современное состояние и проблемы изучения». В нем приняли участие тверские филологи, которые уже не первое десятилетие фактически спасают народное культурное наследие региона. 

Встречи и находки 

Чтобы обозначить контекст круглого стола, одна из ведущих фольклористов области – Людмила Концедайло зачитала хранящееся в ее личном архиве письмо от жительницы Западнодвинского района Зои Чуприхиной. К ней тверские филологи в рамках комплексных экспедиций ездили еще в начале девяностых – она тогда накормила их отменными блинами и подарила старинное полотенце с вышитыми берегинями. Общий смысл письма можно обозначить одной цитатой: «Плясуньи и певуньи еще живы». Деревенский фольклор, по сути, представляет собой уходящую натуру, которая, не будучи записанной на материальных носителях, исчезает. Записывать и издавать народные песни начинал еще Николай Львов в XVIII веке, в современной Тверской области такая работа систематически велась с 1920-х годов. Людмила Концедайло участвовала как минимум в семи десятках комплексных экспедиций – иногда в большой компании музыкантов, хореографов и этнографов, сотрудников Тверского государственного университета и колледжа культуры, который сейчас носит имя Львова, а иногда и в одиночестве. 

Подобная работа, собственно, никогда не прекращалась: соответствующие учебные заведения организуют фольклорные экспедиции каждый сезон. Примером тут могут служить университетский ансамбль «Славяночка» и его руководитель Светлана Лебедева, которая сама и записывает песни, и поет их. Ее коллега Алексей Петров, старший преподаватель кафедры истории русской литературы ТвГУ, которая как раз и занимается изучением устного народного творчества, рассказал, что в прошлом году специалисты обследовали Спировский район, а нынче они побывали в Кашинском и Максатихинском, где особое внимание уделялось культуре тверских карел.
Кашинский район оказался весьма урожайным – интересный материал по части именно устной истории знакового местного объекта был собран в Зобнине – усадьбе Неведомских. Когда-то в этой деревне был большой хор (а всего, как рассказала Людмила Концедайло, когда-то на наших территориях существовало более четырех сотен народных певческих коллективов – пела вся область), сейчас остались только три бабушки. И одна из них, очень пожилая, но очень активная, – Мария Горячева спела под запись практически весь репертуар хора, в том числе местные кашинские варианты жестоких романсов – специфического народного жанра, который сейчас находится в зоне особого интереса кафедры. 

Кашин оказался показательным местом по части бытования не только исторических сокровищ, но и вполне современного развития фольклорного творчества, и связано это в первую очередь с личностью благоверной княгини Анны Кашинской. К давно известным старинным и даже древним легендам сейчас добавляются новые. Так, накануне повторного прославления святой был передан Русской Православной Церкви центральный городской собор, хорошо знакомый всей области по этикетке кашинской минеральной воды. Когда в нем возобновились богослужения, со стен начала слоями отваливаться штукатурка, и открылись самообновляющиеся росписи: фактически уже сложилось местное предание о небесном заступничестве святой. Впрочем, поводы для фольклорного творчества находились и прежде. Так, директор местного Дома культуры Надежда Зимникова (а в храме размещалось именно это учреждение) рассказывала, что сама слышала в пустом закрытом на ночь здании женский голос. Как впоследствии этот факт трансформируется в устном народном творчестве – за этим и будут наблюдать специалисты.

Приметы времени 

Велик соблазн сравнить фольклорную экспедицию со спасательными раскопками, когда порой археологи буквально выхватывают из-под ковша экскаватора свидетельства «старины глубокой».
Однако здесь есть разница, наглядно показанная кашинцами: устное народное творчество – это не музейный экспонат, а вполне живое явление, точно отражающее обыденную жизнь. Доцент ТвГУ Екатерина Белецкая представила участникам круглого стола тетрадочку – полевые записи 1999 года из Сандовского района: по этим материалам на проходившей в День славянской письменности конференции она делала доклад «Приметы времени в тверских частушках». Тогда местный мужичок по имени Васята напел много политических частушек самого актуального свойства – настолько едких и ироничных, что в тот момент они просто не могли быть опубликованы: от души досталось всем сколько-нибудь заметным людям от Горбачева до Хасбулатова. Этот процесс не остановился и сейчас: в расположенном на железной дороге Москва – Санкт-Петербург Спировском районе местные острословы вовсю упражняются на предмет поезда «Сапсан». Более того, современная частушка нашла себе соответствующий способ бытования: множество такого рода текстов прочно обосновалось в Интернете. 

Фольклористы видят свою миссию прежде всего в фиксации и последующем сохранении этого устного наследия – ведь частушки про Горбачева и Ельцина уже сейчас представляются именно фактом истории. Людмила Концедайло особо отметила, что беречь надо не только собранный материал, но и собственно людей – как носителей, так и собирателей фольклора, которых в нашей области немало. Она продемонстрировала обширный список: в каждом районе есть хотя бы один энтузиаст-подвижник, который знает о местной народной культуре все. И даже предложила составить и издать своего рода справочник «Фольклористы тверского края», предложив в качестве образца книгу Александра Шиткова «Имена в истории Старицкого района». 

Конечно, сбор, обработка и хранение такого рода информации – дело святое. Однако что же дальше? Сами фольклористы неоднократно говорили, что немалые объемы собранного ими материала оседают мертвым грузом в архивах и библиотеках – крайне редко к ним обращаются руководители детских и взрослых музыкальных коллективов, педагоги и другие специалисты. Сама Людмила Концедайло признается, что не спешит передавать свои экспедиционные наработки, аудиозаписи и фотоальбомы в Государственный архив Тверской области, хотя там готовы их принять. Заинтересованному читателю попасть в ГАТО не так просто, как хотелось бы, так что пока она хранит материалы у себя и готова консультировать всех желающих. Хотя и считает, что патронат архивных работников над всеми фольклористами области был бы весьма желателен. 

Мост к своим корням 

Фольклористы и этнографы традиционно сожалеют, что их профессиональное сообщество существует по принципу «лебедь, рак и щука». Однако практика показывает, что там, где удалось наладить взаимодействие, результаты впечатляют. Так, в течение десяти лет в Центральном районе областного центра работала программа «Детский сад – дом радости», где в воспитательном процессе активно использовались образцы устного народного творчества – песни, загадки, потешки, пословицы и поговорки, в том числе изданные областным Домом народного творчества в серии «Тверской фольклор». В итоге дети вне зависимости от этнической принадлежности начинали говорить на отменном, чистом и красивом русском языке. 

Эти примеры сотрудничества, впрочем, остаются единичными. В целом же мы привычно сетуем на забвение своих культурных корней и прочие грехи современного общества, коренящиеся как раз в отсутствии у обывателя-зрителя-потребителя вышеописанного пласта адекватной информации. В радиоэфире, на телевидении, даже на кабельных каналах аутентичный музыкальный и декоративно-прикладной фольклор отсутствует в принципе. Даже весьма перспективный фестиваль «Троицкие гулянья» в Василеве под Торжком, задуманный именно с прицелом на аутентичность и потому сразу ставший популярным (Людмила Концедайло вспоминала первые годы его существования с явной ностальгией), сейчас несколько утратил аромат подлинности. Конечно, все есть в Интернете, но, прежде чем там что-то найти, надо знать, что именно искать. 

А потребность в такого рода национально-культурной самоидентификации в обществе прослеживается, пусть стихийная и неосознанная. В модных магазинчиках расположенного по соседству с местом проведения круглого стола торгового центра «Рубин» время от времени появляются вещи, выполненные то в славянском или угро-финском стиле, то в манере городского мещанства конца XIX века. Их радостно раскупают и носят вполне гламурные барышни. Из Киева российские туристы привозят непритязательные, но выполненные в соответствии с традицией вышиванки, из Павловского Посада – узнаваемые платки, а также куртки, жилетки и даже шапки-ушанки – писк моды нескольких последних лет. По Пермскому краю бегают даже междугородные автобусы, расписанные чудными мезенскими лошадками – наш ответ американскому «грейхаунду».

Получается, что специалисты, располагающие уникальной информацией, и публика, которая в этой информации нуждается, существуют как бы независимо друг от друга. Здесь явно не хватает мостика, который палеонтологи называют «недостающим звеном». А эти звенья нужны, чтобы владелец упомянутых автобусов захотел разместить на них не рекламу, а именно традиционную роспись. Участники круглого стола согласились, что необходимы и образовательные проекты для людей разного возраста, и государственные программы, и хорошие теле- и радиопередачи – тут они добром вспомнили телережиссера Александра Кокорева с его десятилетним проектом «Командировка в Россию». Не помешал бы и центр традиционной культуры, где можно увидеть, услышать, примерить, попробовать. И осознанно захотеть принадлежать именно к своей корневой культуре. 

Автор: Наталья Юрьева
74

Возврат к списку

Народный артист СССР Василий Лановой представил в Твери моноспектакль о войне. ВИДЕО
В областном ДК «Пролетарка» в Твери прошла общественно-патриотическая акция «Спасибо за верность, потомки!». В рамках этой акции народный артист СССР Василий Лановой посетил Тверь.
25.04.201815:25
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость