19 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 23.07.2013

Партитуры не горят

Фотограф: АРХИВ ВЯЧЕСЛАВА ВОРОБЬЕВА

Дмитрий Шостакович закончил оперу погибшего ученика

 Вениамин Флейшман, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в эти дни, родился в Бежецке. Его отец, Иосиф Аронович, был зубным врачом в поликлинике, а мать, Рахиль Моисеевна, учитель географии и истории, организовала Бежецкое научное общество историков и краеведов. Семья переехала сюда из Вильно за два года до рождения Вени. Своими руками они построили дом (который сохранился до сих пор), воспитали пятерых детей. 

Дружба дружбой и табачок вместе 

Из публикации музыковеда Александра Лившица: «В доме царила музыкальная обстановка… Это не могло не повлиять на чуткую восприимчивую натуру будущего композитора. Музыка безудержно притягивала его. Нередко можно было видеть его примостившимся где-­нибудь в углу комнаты с накрытым салфеткой лицом, поющим под собственный аккомпанемент, заключающийся в отстукивании ритма кулачком (лицо он закрывал от смущения)…»

Судя по всему, Веня учился в одном классе со Львом Гумилевым, и, окончив школу, они вместе уехали в Ленинград. Весьегонский краевед Константин Манжин писал о том, что родители Флейшмана хотели, чтобы он учился на инженера. Но против их воли Вениамин стал студентом подготовительной группы музыкального училища, но без стипендии и родительской помощи, проучился месяц­-другой и вернулся в Бежецк, где и поступил на учительские курсы по подготовке учителей начальных и средних школ. Окончив их, Вениамин уехал в соседний Весьегонский район и в течение года работал учителем в Мосеевской начальной школе – в глухом карельском селе. Вместе с другим учителем он выпускал стенную газету на карельском языке. Манжин вспоминал: «Как­-то я достал десять восьмушек махорки и две отдал Вениамину. А он на второй день приходит ко мне и просит закурить. Оказывается, махорку он разделил мужичкам, которые были тоже без табака».

1 ноября 1930 года в Весьегонске вышел первый номер районной газеты «Колхозный призыв». Классик местного краеведения Борис Купцов писал: «В аппарате редакции было всего четыре человека, размещавшихся в маленькой комнате за одним общим широким столом. Газета выходила два раза в декаду при тираже от 2500 до 3000 экземпляров. Номер газеты стоил 3 копейки. Вокруг редактора А.Н. Болтушкина со временем сформировался коллектив творческой молодежи:
Александр Караганов (будущий секретарь Союза кинематографистов СССР, друг Андрея Тарковского и Федерико Феллини. — В.В.), Алексей Костыгов, Вениамин Флейшман и другие. Раз в декаду газета стала печатать полосы на карельском языке».

Вторично в Ленинград будущий композитор приехал в 1931 году и поступил в Политехнический институт. Лето он проводил в Бежецке, отдыхал и работал в газете «Знамя коммуны». 

Легкой музыки не бывает 

Музыку Флейшман не бросил, пробовал сочинять и, получив одобрение от одного известного ленинградского музыканта, пошел учиться в Музыкальное училище имени Мусоргского на композиторское отделение, исполнив на вступительном экзамене свою пьесу для камерного оркестра «Пожар в лесу». Во время учебы он познакомился с Людмилой Вольной, студенткой фортепианного отделения, и через год они поженились. В 1937-­м Флейшман выдержал экзамены в Ленинградскую консерваторию.

В то время в консерватории появился самый молодой преподаватель — Дмитрий Шостакович. В его класс пришли семь студентов, в том числе Юрий Левитин и Вениамин Флейшман. Вениамин с радостью писал родителям: «У меня большое событие: со мной согласился заниматься профессор Д.Д. Шостакович, которого считают наиболее культурным и талантливым музыкантом нашего времени». В студенческой анкете на вопрос «Кто из великих повлиял на тебя?» он ответил: «Родители и Шостакович (располагаю в хронологическом порядке)». Сына­-первенца Вениамин назвал Дмитрием. 

В конце первого года обучения прозвучали романсы Флейшмана на тексты Лермонтова и Гете, которые Шостакович признал «колоритными и оригинальными».

Музыкальные вкусы нашего земляка определились очень быстро: он любил русскую классику и лирику Шуберта, не признавал легкой музыки, считая, что композиторам не следует тратить на нее силы. Он писал родным: «Самым большим событием в эти дни было исполнение в филармонии Пятой симфонии нашего учителя Д.Д. Шостаковича, которая сразу завоевала симпатии всех музыкантов и немузыкантов глубиной музыки, искренностью и необыкновенной талантливостью оркестрового письма».

Самому Флейшману не хватало одной одаренности, требовались хорошая фортепианная подготовка и высокая музыкальная культура, а этого не было, и спасала только необыкновенная работоспособность. По 16 часов в день он проводил за роялем, книгами и нотной бумагой. 
Но его творческая жизнь длилась недолго, хотя написать он успел много. К сожалению, рукописи произведений, за исключением оперы и фортепианных прелюдий, впервые исполненных Юрием Левитиным, не сохранились. 

Наиболее значительным произведением Флейшмана считается одноактная опера «Скрипка Ротшильда» (по рассказу Чехова). Она оценивается музыковедами как зрелое по художественному замыслу и по мастерству произведение, впитавшее в себя проникновенное прочтение чеховского текста, каждая фраза и мысль которого глубоко переосмыслены в музыке.

Вот что говорил Шостакович по поводу своего ученика и его оперы «Скрипка Ротшильда»: «Я с полной уверенностью могу сказать, что это был композитор огромного таланта. С первых же шагов его композиторской деятельности он поразил меня своей изобретательностью, свежестью и настоящей горячностью своей музыки. В музыке Флейшмана имелись все качества для ее дальнейшего роста. Он великолепно владел оркестром, у него была глубокая мысль большого художника. Его партитура полна изобретательности и изысканности. Это был человек редкой чистоты, порядочности и трудолюбия». 

Скрипка Ротшильда 

С началом Великой Отечественной войны Флейшман ушел добровольцем на фронт. Перед уходом он купил легкие сапоги (ведь до зимы война кончится) и вручил жене перевязанный ремешком старенький портфель, в котором лежали «Скрипка Ротшильда» и романсы. Вениамин попросил Людмилу отнести его в Союз композиторов. Ополченцы копали землю и строили доты. Фашисты лезли напролом, но, подойдя к дороге на Ленинград, наткнулись на огонь противотанковых орудий. 
Товарищ Вениамина композитор Добрый в это время находился на командном пункте, откуда был виден дот, в котором засели наши бойцы, в том числе наш земляк. Врагу удалось подойти к нему вплотную. Командир передал по телефону на КП: «Фашисты сидят на доте, стараются вывести из строя». Но направить кого-­либо на помощь не было возможности. В 11 часов вечера 14 сентября немцы взорвали заминированный ими дот. 

Дмитрий Шостакович, тяжело переживая гибель ученика, писал 7 мая 1942 года в Ленинград Олегу Евлахову: «Очень жалею, что не увез с собой «Скрипку Ротшильда». Я бы ее закончил и дооркестровал». 

Вывезти рукопись удалось только в 1943 году. Это сделал композитор Борис Клюзнер, капитан-­сапер, воевавший под Ленинградом. Он доставил Шостаковичу оригинал оперы. Маэстро все прочитал, разобрал, восстановил, сделав пометку: «Моя работа свелась к тому, что я дооркестровал «Скрипку Ротшильда» и переписал карандашную партитуру». Шостакович, как обычно, поскромничал: помимо оркестровки значительной части оперы он досочинил некоторые вокальные и хоровые партии и в феврале 1944-­го завершил оперу в лирическом камерном стиле, свойственном Флейшману. Но даже великий Шостакович 16 лет не мог добиться ее постановки, и только 20 июня 1960-­го состоялось первое концертное исполнение оперы в Доме композиторов в Москве. Тогда же дирижер Геннадий Рождественский записал «Скрипку Ротшильда» на Всесоюзном радио. А 24 апреля 1968 года она была поставлена в Ленинградской экспериментальной студии камерной оперы в Большом зале Ленинградской консерватории (художественный руководитель Соломон Волков). Сразу же после постановки произведение было названо «сионистским» и запрещено к дальнейшему показу. 

Владимир Зак рассказывал: «Шостакович, говоря о своей приверженности к еврейскому фольклору, сказал, что вошел в этот мир благодаря своему ученику Вениамину Флейшману и работе над его оперой».
Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
421

Возврат к списку

Игорь Руденя считает необходимым обеспечить художественное и эстетическое образование детям
Развитие системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи Тверской области стало главным вопросом заседания регионального Правительства, которое 19 июня провёл губернатор Игорь Руденя.
19.06.201815:28
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость