20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 26.04.2013

Декорация для бесхозяйственности

Фотограф: Татьяна Иванченко, Александр Солодков

Почему разноликая агрессивная стихия захлестнула город

Сразу три творческих союза – архитекторов, дизайнеров и художников, а также депутаты Тверской городской думы, члены рабочей группы по размещению рекламы – собрались в биб­лиотеке имени Герцена, чтобы обсудить состояние рекламного пространства на улицах и площадях Твери. Но это мягко сказано: «обсудить». Участники круглого стола сразу заявили, что это крик души, ибо вторгшимся хао­сом стирается облик красивого древнего города. К сожалению, по общему мнению, муниципальные власти, в ведении которых находятся рычаги регулирования процесса размещения рекламных конструкций, ведут себя несколько инфантильно в этом вопросе. 

Нелицеприятные высказывания по поводу роли рекламы в «украшении» Твери сыпались как из рога изобилия: «Город – большой «забор», заклеенный объявлениями», «Эстетика «ушла» в потребительский рынок», «Реклама уничтожает красивый древний город»...

Участники разговора иллюстрировали свои мнения тверскими картинками.

Илья Фролов, член рабочей группы при Тверской городской думе:

– Поводом для нашей встречи стал хаос, который творится в сфере размещения объектов наружной рекламы и вывесок. С лица Твери напрочь сметено само понятие городской эстетики, и это безобразие тиражируется из центра в районы. Город сейчас – как один сплошной забор, заклеенный рекламными объявлениями. Ситуация вы­шла из-­под контроля муниципалитета и обострилась.

Сергей Панчин, депутат Тверской городской думы:

– Даже исторический центр Твери выглядит как лоскутное одеяло, пестрящее всевозможной стилистикой и манерой исполнения вывесок. Фасады домов усеяны провисшими баннерами, наглухо заклеенными окнами – сплошное меню распродаж. Именно из­-за разгула чрезмерного и безвкусного оформления формируется негативное отношение горожан к рекламе.

Елена Кондакова, член правления тверского отделения Союза дизайнеров России:

– В Твери и других крупных центрах области, таких как Ржев, Удомля, Зубцов, Торжок, Кашин, давно нет подхода к восприятию городской среды как визитной карточки города. Особенно вредит неконтролируемая, зачастую агрессивная рекламная информация. Существуют прямые нарушения закона об охране историко­культурного наследия, связанные с нанесением физического ущерба зданиям, памятникам, ухудшением технического состояния конструкций. Примеры тому – растяжки, прикрепленные к углу гостиницы по Новоторжской, 12б в Твери, которые расширяют трещины на венчающем карнизе, или баннер на башне областного драматического театра, полностью убивающий облик здания и расширяющий трещины в подлинной штукатурке. Нивелируется восприятие памятников, объектов культурного наследия в исторической среде. Растяжки на Советской практически «закрыли» саму улицу. Специалисты и ценители русской архитектуры могут, конечно, мысленно воспроизвести архитектурную композицию, но большинство людей, и чаще приезжие, с трудом воспринимают Тверь как исторический артефакт. В спальных районах избыток агрессивной, недорогой и низкокачественной в художественном отношении рекламы оставляет подсознательное ощущение мусорной свалки, на которой растут и стареют тверитяне, не чувствуя притяжения к родным местам.

Было отмечено, что ко всему прочему существует опасность брошенных аварийных рекламных конструкций, крупных по размеру, имеющих большую парусность, установленных на крышах, фасадах или столбах. Их не ремонтируют и не демонтируют. А сколько ненужных загадок таит придорожная рек­лама, отвлекая и вводя в заблуж­дение водителей. На угловом доме при пересечении Волоколамского проспекта и проспекта Победы рядом со светофором, на котором горит красный свет, может зажечься зеленый на вывеске аптечного креста и наоборот. А ведь это одно из самых «популярных» мест для дорожных «пробок» и аварий.

*  *  *
Участники круглого стола не только воссоздали картину рек­ламно-­вывесочного хаоса, но и проанализировали его причины: в Твери нет концепции размещения наружной рекламы, концепции оформления городского пространства.

Беды начались с того времени, когда в департаменте архитектуры и строительства администрации города упразднили не только должность главного художника, но и отдел городской эстетики. Все ушло в отдел потребительских цен. Правила размещения рекламы устаревали, ее объем превышал все допустимые значения. Хорошенько вникнуть: как, где и что устанавливать – руки уже не доходили. В результате имеем то, что имеем. Хотя…

Обратимся к закону. Установка и эксплуатация (они неотделимы) рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, которое выдается органом местного самоуправления. Но разрешение можно получить лишь при согласии собственника недвижимого имущества (здания, земли) либо лица, уполномоченного собственником, и неукоснительно соблюдая требования технического регламента и территориального размещения рекламной конструкции. Этого соответствия орган местного самоуправления вправе требовать от заявителя уже на стадии подачи документов. И вправе отказать, если проект рекламы таким условиям не отвечает, если он нарушает законодательство РФ и нормативные акты по охране и использованию объектов культурного наследия, по безопасности движения транспорта, если портит внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа. 

Просмотрели? Но не поздно было и потом спохватиться и аннулировать принятое решение, признать его недействительным в судебном порядке по тем же веским основаниям. А суду дано право вынести решение даже о принудительном осуществлении демонтажа. При этом удаление горе­-конструкции, ее уничтожение проводятся за счет собственника или законного владельца недвижимого имущества, к коему и было присоединено рекламное безобразие. Но, судя по нашим улицам и площадям, облику центральной части Твери, подобные полномочия отделом потребительского рынка городской администрации не очень-­то были осуществлены.

На встречу за круглым столом, как их ни приглашали, специалисты этого отдела потребительского рынка так и не нашли дорогу.

В обсуждении участвовал новый главный архитектор города Алексей Жоголев, председатель тверского отделения Союза архитекторов России. Работы ему впереди непочатый край. Слишком долгое время областная столица жила в режиме накапливания проблем. Разруливать их, искать и находить мудрые и нужные решения совсем не просто. И потому диалог за круглым столом перешел в конструктивное русло. Говорили, как повысить статус самой рекламы, как работать в команде силам творческого сообщества и органам местного самоуправления, обсуждали, в каких «лесах» строить и поднимать на высокопрофессиональную высоту концепцию формирования эстетики городской среды и в корне пресекать деструктивные явления. Задача номер один – взять на себя смелость и ответственность позиционировать Тверь как красивый современный город, достойно представляющий свое духовное, историко-­культурное наследие. 

Автор: Маргарита Сивакова
35

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость