23 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.04.2013

Чужие близкие

Фотограф: ДМИТРИЙ БОЧАРОВ/МАЛЫЙ ТЕАТР

«Дети Ванюшина» в постановке Малого театра

Пьеса мало известного сейчас драматурга Сергея Найденого вошла в гастрольную афишу одного из старейших театров страны и была сыграна на сцене областного академического театра драмы.

«Дети Ванюшина» стала первой и самой успешной пьесой Найденого. Возможно, потому, что в ней отразились личные впечатления молодого драматурга, которому отец готовил купеческое будущее, но он сам выбрал другую стезю. Автобио­графические мотивы, вероятно, повлияли и на то, что пьеса была написана достаточно быстро – писатель, его настоящее фамилия Алексеев, закончил ее на двенадцатый день. На качество написанного, впрочем, это никак не повлияло, и пьесу весьма благосклонно приняли Чехов и Горький, практически в это же время создавший своих «Мещан». Спектакль, который увидели тверитяне, появился в репертуаре Малого театра в самом конце прошлого года и был сыгран на стационарной сцене менее десяти раз, так что прославленная труппа показала в областном центре, по сути своей, премьеру.

«Дети Ванюшина» сейчас смотрятся продолжением линии в русской драматургии, начатой Островским, – купеческий быт и нравы описываются в пьесе подробно и обстоятельно. Режиссер спектакля Виталий Иванов и художник Александр Глазунов на сцене выстраивают настоящий дом купца Ванюшина, тщательно воспроизводя не только обстановку, но и мельчайшие детали интерьера вроде фамильных портретов или вазочек, не говоря уже о большом столе и старинном буфете. Все это выглядит очень эффектно, а когда поворотный круг начинает вращаться, открываются истинные масштабы пространства и все его подробности: зритель вместе с героями перемещается из одной комнаты в другую, с первого этажа на второй, то есть вся жизнь большой семьи Ванюшиных видна как на ладони.

Виталий Иванов показывает незыблемость уклада, который был заведен еще, вероятно, дядей Ванюшина-старшего, чей портрет как раз и висит на самом видном месте, его фундаментальную прочность. Это с одной стороны. С другой – уже первые сцены показывают, что явленная стабильность есть фикция. Младший сын Ванюшина Алексей не ночует дома, а сам глава семейства страдает бессонницей, другой сын – Константин – крутит сомнительные амурные шашни с племянницей папаши (так в пьесе дети называют отца), и это, естественно, не все скелеты, которые спрятаны в крепком купеческом шкафу. Несмотря на очевидные семейные проблемы, все в этом доме стараются делать вид, что ничего особенного не происходит, все как обычно, как всегда, но идиллии все равно не получается, потому как ее никогда и не было. Семейная история все более и более обрастает подробностями в основном весьма скабрезного и неприятного свойства, каких невозможно было представить, скажем, у Островского. Алексей, увлекшийся хористкой, ворует у матери деньги; Людмилу, еще до свадьбы соблазненную супругом старшей сестры, выгоняет из дома муж, и она возвращается в постылый отчий дом; Елена ждет ребенка от Константина. На все это сначала несколько отстраненно, а потом с ужасом смотрит глава семьи Александр Егорович Ванюшин. 

Центральную роль в спектакле исполняет Борис Невзоров. Мощная фигура его героя, которую зритель впервые видит освещенной огоньком свечи, прорастает из полутени, преобразуясь сначала в хваткого, делового купца, как будто бы заботящегося о благе семьи. В ходе развития действия характер Ванюшина трансформируется, и артист играет уже глубоко несчастного в своих заблуждениях, запутавшегося в жизни человека, который думает, что поступает как надо. На самом же деле получается по-другому. Живя в прошлом, Ванюшин Невзорова делает это прошлое настоящим и для себя, и для своей семьи. Этим живет его супруга Арина Ивановна – ее играет Людмила Полякова. Богомольная, она пытается соблюсти видимость приличий (в частности, не говорит мужу о том, что младший сын украл деньги), но гипертрофированная забота только усугубляет, как кажется, ситуацию. Глядя на игру Бориса Невзорова и Людмилы Поляковой, понимаешь, какую идеальную пару когда-то составляли их герои, прожившие счастливую и сытую жизнь, но под старость понявшие, что передать свой опыт, дело, дом некому – шестерым их детям все это не нужно. Они люди нового склада, они сформировались не благодаря, но вопреки родителям. Ванюшину говорит об этом Алексей (Михаил Мартьянов) в изумительной по своей силе сцене в конце третьего действия, но разговор не заканчивается примирением – в кульминационный момент появляется разъяренный Константин (Олег Доброван), и конфликт разгорается с еще большей силой.

С психологической точки зрения такое нагнетание страстей необходимо для того, чтобы показать масштабы разыгрываемой драмы, но режиссер идет дальше, превращая будущую жену Константина Инну (Анастасия Дубровская) в декадентствующую особу, чуждую в доме Ванюшиных, – слишком они разные, поэтому никакого счастья в новой семье невозможно. Появление Инны и ее картавящей матери, которая смотрится настоящей карикатурой, становится окончательным приговором всем Ванюшиным. 

Автор: Евгений Петренко
32

Возврат к списку

В Твери прошел Международный праздник козлов ВИДЕО
20 мая в Твери прошел фестиваль "Козловы всех стран, соединяйтесь!"
22.05.201813:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость