24 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 10.04.2013

Разноцветные снега

Фотограф: Наталья Зимина

Итоги зимних пленэров

По просторам Интернета бродит уже не очень актуальная шутка: «Знатная зима выдалась этой весной!» Весна, впрочем, начинает соответствовать климатической норме, и от грандиозных снегов остались лишь неопрятные черные горы. Молодые художники, студенты и выпускники училища имени Венецианова, представили публике результаты того, чем они занимались зимой – организовали в Тверском технологическом колледже выставку пленэрных этюдов «А снег идет…»

Это учебное заведение стараниями его директора, ценителя изящных искусств и коллекционера Андрея Цуркана превратилось в полноценную выставочную площадку, которую с удовольствием осваивают молодые дарования. Этот зал, а точнее, коридор второго этажа учебного корпуса, помимо прочего предпочтителен в том смысле, что здесь всегда есть публика. Причем публика вдумчивая и понимающая, а иногда и настроенная весьма критически, поскольку на некоторых отделениях колледжа преподают изобразительное искусство и студенты всерьез пробуют себя в живописи, графике, фотографии. Училище и колледж фактически «дружат домами», так что у коллег-ровесников сложились действительно высокие отношения.

Вопреки расхожему представлению пленэрная живопись – это тяжелый физический труд, а уж зимний пленэр без преувеличения можно назвать экстремальным приключением. В противоборство со стихией вступила и предводительница этой компании, председатель молодежного объединения при Тверском отделении Союза художников России Любовь Лазакович, вспоминавшая, как хороший порыв ветра разметал свежевыпавший снег, а также художницу, этюдник, картон. Сверху на все это плюхнулась палитра, так что этюд был безнадежно испорчен. Однако он остался в голове у автора.
Собственно, этюдная работа сродни конструированию шпаргалок: нет необходимости пользоваться ими во время экзамена, поскольку проработанный материал прочно закрепляется в сознании. Сама Люба воспринимает подобные эксцессы поэтически и даже философски: 

«…Начинает мерзнуть краска, застывают руки, ноги, стекленеют глаза, ледяной ветер вырывает из рук палитру и кисти, желая проверить художника на стойкость. И если он мужественно выдерживает эти испытания, природа награждает его своим признанием, отображаясь на холсте или картонке во всем своем великолепии, которое сумел почувствовать художник».

Впрочем, мужества набрались немногие – в выставке приняли участие 18 художников, которые представили три десятка работ. Любовь Лазакович выставила этюд «Яблоня. Ноябрь» 2009 года, которая как бы обозначила временные рамки – вот наступила зима. В самые жуткие морозы писала Надежда Валь: она уже показывала фрагменты этой серии, которые аж трещат и излучают даже физически ощутимый холод – не из арктических антициклонов, а прямиком из скандинавского подземного мира Хель. В ее работах вообще много скрыто мифологичного, в этом смысле особенно впечатляет далеко не сентиментальная «Рождественская елочка», написанная почти во врубелевской манере. Примерно такую же елочку, но уже совсем по-другому писала на Академической даче Екатерина Копенкина, погрузившаяся в возвышенный созерцательный покой этого намоленного поколениями живописцев места. Коллеги, кстати, радостно поздравляли Екатерину как новоиспеченного члена уже «взрослого» творческого союза. Знаменитый «академический» восьмигранник писала и Лилит Степанян: те, кто бывал на Академичке, могут оценить ракурс и представить, каково было художнице преодолевать девственные вышневолоцкие сугробы. 

Все эти мастера уже окончили Венециановку и сейчас преподают в художественной школе имени Серова. Однако студенты догоняют старших товарищей, выбирая иногда весьма неожиданные мотивы. Для Яны Ежинской, к примеру, зима – это не елочки и синие тени на сугробах, а заметенные снегом рельсы и одинокий семафор: так не писали железную дорогу, пожалуй, со времен импрессионистов. Размашисто работает Илья Пилюгаев, обозначающий нетронутые снега лаконичными бледно-голубыми плоскостями. Екатерина Максимова, напротив, играет с сочным цветом, сочиняя несколько наивные, подчеркнуто сказочные пейзажи. Естественно, с зимой у нас ассоциируется преимущественно синий цвет – его хорошо обыграл Максим Соколов, несколько утрированно цитируя Грабаря в этюде «Голубые тени». Но не только. Практически проигнорировала этот цвет в наполненных густыми тенями этюдах Надежда Валь, а супруги Людмила и Михаил Грибовы, напротив, обнаружили массу тончайших оттенков в освещенных мягким солнцем и засыпанных снегом неприметных деревенских проулках, калитке и поленнице дров, что заставляет вспомнить подобные мотивы у преподавателя Венециановки Андрея Савельева. Так что зима – это не только «синий-синий иней». О котором, впрочем, на некоторое время можно забыть: новое время года – новые мотивы, сюжеты и пленэры. 
Автор: Наталья Зимина
69

Возврат к списку

Губернатор Тверской области вручил награду «За волю к победе» на Кубке России по аквабайку
23 июня в акватории Волги в центре Твери прошли основные выступления участников Кубка России по аквабайку и первенства России по водно-моторному спорту в классах «аквабайк», которые стартовали в Тверской области 21 июня. Верхневолжье принимает чемпионат уже в третий раз. Соревнования посетил губернатор Игорь Руденя.

23.06.201821:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость