16 Июля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 02.04.2013

Путь к сердцам

Фотограф: Вячеслав Старостенко

Камерный хор Владимира Минина на Баховском фестивале

В рамках XXI Международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха в Тверской филармонии выступил Московский государственный академический камерный хор. Знаменитый коллектив представил слушателям Верхневолжья программу из сочинений русских композиторов, продолжив таким образом магистральную линию нынешнего форума, объединенного темой «Бах – Германия – Россия».

В прошлом году хору исполнилось сорок лет. Все эти годы за пультом стоит его основатель, маэстро Владимир Минин, который, создав коллектив, реализовал свою давнюю творческую идею – воплотить в жизнь мечту о хоре как уникальном ансамбле солистов и ярких индивидуальностей.
Репертуар коллектива маэстро выстраивает из новаторских произведений современных композиторов, интерпретаций русской народной музыки и песен советских композиторов, а также произведений крупной формы западноевропейских классиков. Кроме того, в репертуаре хора почетное место занимают произведения, посвященные выдающимися композиторами Владимиру Минину. Так, Георгий Свиридов специально для него написал свою кантату «Ночные облака», Родион Щедрин – хоровую литургию «Запечатленный ангел», а Владимир Дашкевич – литургию «Семь зарниц Апокалипсиса». В концерте прозвучало одно из многих посвящений – фрагменты хоровой симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны». После того как композитор, вдохновленный пьесой Василия Шукшина «Степан Разин», закончил работу над этим грандиозным по своему составу и значительности сочинением, он показал его маэстро Минину. «Двух мнений не было, – вспоминал впоследствии дирижер. – Это произведение для нас! Перед исполнителями оно ставит сверхзадачу – добиться, чтобы, уходя из зала, человек задумался: что же для него в жизни самое главное, самое важное? Где тот «берег», к которому он стремится? А может быть, он не заметил его и уже утратил?»

Мысль бессменного руководителя Московского камерного хора можно смело распространить на всю программу, которая была спета в Тверской филармонии. Каждое из сочинений, составивших большой концерт, говорило о самом важном, что только и составляет человеческое бытие, – духовной красоте, гармонии и совершенстве. Хор появляется на сцене. Следом за ним бодро выходит 84-летний маэстро. Звучит стихотворение Гавриила Державина «Благослови, душа моя, // Всесильного Творца и Бога; // Коль Он велик! коль мудрость многа // В твореньях, Господи, Твоя!», которое настраивает слушателя на восприятие первого произведения программы – фрагментов из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» Сергея Рахманинова. Хор, словно продолжая поэтическую преамбулу, поет: «Благослови, душе моя, Господа». Зал замирает. Торжественное звучание «Литургии», в которой композитор еще не обращается ни к знаменному, ни к другим древнерусским распевам, льется воздушно, но строго, подчиняясь законам избранной автором формы свободной композиции.

Одно из первых исполнений «Литургии», которым руководил сам Рахманинов, состоялось в Мариинском театре в Петербурге. Современник так рассказывал об этом событии: «Торжественная тишина, глубокое внимание, одухотворенное выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рахманинова нашла путь к их сердцам». С 25 мая 1911 года ничего в принципе не изменилось – словами, написанными больше ста лет назад, вполне можно описать атмосферу, которая царила в зале филармонии, где звучали возвышенные тексты. В первом отделении были исполнены также два фрагмента из хорового концерта Георгия Свиридова «Пушкинский венок», и если «Наташа» воспринималась как один из изящных стеблей большого музыкального древа, то фрагмент «Зорю бьют» прозвучал так мощно, неожиданно и вместе с тем чрезвычайно лирично, что впору было смахивать слезу. Нежнейшее соло Ольги Поповой, звучавшее из-за кулис, эффектно контрастировало с впечатляющим басом Андрея Борисенко, доставляя публике истинное удовольствие.

Настоящим подарком, преподнесенным Владимиром Мининым и его коллективом тверскому слушателю, стали уже упомянутые «Перезвоны». Валерий Гаврилин написал их в 1982 году. В одном из интервью композитор рассказывал, что «это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией». В другом интервью Валерий Гаврилин объяснял, что сюжетно «Перезвоны» – это картина жизни человека, что в основе сочинения лежит идея калейдоскопа разных картин, и каждая часть симфонии-действа – это отдельная картина. И вроде бы всего несколько таких картин прозвучало в концерте, но и они дали вполне исчерпывающее представление об истинном масштабе созданного Гаврилиным и исполненного Московским камерным хором музыкального полотна. 

Автор: Евгений Петренко
324

Возврат к списку

Сегодня Тверь отмечает 883-летие
15 июля 2018 года отмечается 883-летие столицы Верхневолжья. В этом году День города проходит под девизом «Тверь. Река времени…». Торжественная церемония открытия праздника состоялась на Театральной площади. От имени губернатора Игоря Рудени жителей города поздравил заместитель Председателя Правительства Тверской области Андрей Белоцерковский.
15.07.201819:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость