19 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
К началу
Новости дня
Журналист месяца 24.01.2013

Июль. Озеров Евгений Николаевич

Николо-Теребенский монастырь

В 1968 году закончил Максатихинскую среднюю школу. Поступил в мореходное училище г. Клайпеда (Литва). До 1975 года в качестве штурмана дальнего плавания ходил в море. Заочно закончил Новгородский педагогический факультет по специальности «История». С 1976 года - корреспондент газеты «Призыв Ильича» (сейчас «Вести Максатихи»). С 1989 года - редактор газеты «Вести Максатихи». В настоящий момент – главный редактор газеты.

Николо-Теребенский монастырь

Появление чудотворных икон из Николо-Теребенской пустыни в нашем храме было совершенной неожиданностью. Об этом никто не знал заранее, но многих в эти дни ноги сами принесли в Успенский переулок.

Мы узнали, что иконы Теребенской Божией Матери и Святителя Николая прибыли ненадолго, буквально на день-два. Затем их проводили на новую православную выставку в крупном современном комплексе. Каково же было наше удивление, когда через короткое время мы снова увидели их в центре нашего храма! Это было второе чудо и двойная радость. Так наш храм стал для этих святынь гостеприимным домом на весь срок их пребывания в Москве. (Со слов прихожан храма Успения Божией Матери, г. Москва)

...Конец XV века, 1492 год. На территории ныне Труженицкого сельского поселения уже тогда кипела жизнь. И неудивительно. Рядом река Молога, здесь проходит водный путь "из варяг в греки". Живет своей жизнью село Теребень, принадлежащее Михаилу Обуткову. И решил владелец села построить храм. Как было принято в те времена, на месте строительства была поставлена принадлежащая Обуткову икона Святителя Николая. Но случилось чудо: икона несколько раз исходила с приготовленного для нее места и оказывалась на краю села, поближе к реке Молога. Увидел Обутков в этом чуде волю самого Святителя и построил храм на том месте, куда неизменно возвращалась икона. Вот, такая легенда зарождения Николо-Теребенской пустыни. Началась она с небольшой приходской церкви, а уж потом только образовался великолепный монастырь.

Шли годы, десятилетия. Начало XVII века. Смутное время. Поляки, литовцы, шведы разорили наш край. Не обошла стороной беда и Теребенскую обитель. На ее месте в 1611 году была только полуразрушенная церковь, в которой чудом сохранился образ Святителя Николая. Пришел на это место инок Онуфрий и поселился возле церкви. Но прожил недолго. Село обезлюдело, иностранные захватчики по-прежнему не оставляли здешние места. До конца смутного времени, изгнания поляков с русской земли оставалось еще два года. Военное лихолетье не прошло даром. Тридцать лет здесь не было признаков жизни. И только в 1641 году, в царствование Михаила Федоровича Романова, пришел на это место священник Авраамий. Вместе с благочестивым дворянином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители, в селе Топальском, построили небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. И решили они также отремонтировать прежнюю церковь Святителя Николая. Когда разбирали развалины, нашли икону. Ни время, ни разруха, ни огонь не тронули ее. Началось возрождение обители.

От образа Святителя Николая уже в те годы свершилось много чудес. Вот только одно из них. Весь Бежецкий край посетила смерть в виде моровой язвы. Особенно пострадал город Бежецк. Люди умирали, и никто ничего не мог поделать. И вот летом 1654 года образ Святителя Николая по реке Молога повезли в Бежецк, где состоялся крестный ход. И болезнь отступила. С тех дней в память об избавлении от страшной болезни крестный ход совершался ежегодно с 23 июня по 12 июля по старому стилю. От обители по реке Молога чудотворная икона продвигалась к Бежецку с посещением всех попутных поселений. Ее ждали, в нее верили. Впрочем, многие исторические источники говорят о том, что в Бежецк с молитвой и надеждой принесли два образа. Вторым был образ Пресвятой Богородицы-Теребенской Божией Матери.

До наших дней подлинники этих икон, конечно, не дошли. Но списки (копии) с них сделаны очень давно. С образа Николая Святителя в конце XVII века, а список Пресвятой Богородицы имеет точную дату - 1711 год. К этим иконам ехали, шли люди с молитвой, любовью и надеждой. Многих они исцеляли, помогали в трудных жизненных ситуациях. Не раз приезжали в Николо-Теребенскую пустынь представители царской семьи. Перед ними молились художник А.Г. Венецианов и певец Ф.И.Шаляпин. Вот, какими реликвиями обладает этот монастырь.

Но вернемся в XVII век. Слава образа Николая Чудотворца привлекла в монастырь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. В 1657 году настоятель обители игумен Нафанаил поехал для сбора средств в Москву, где многие для монастыря сделали щедрые подношения. Известно, что боярин Борис Иванович Морозов и боярин Илья Дмитриевич Милославский дали по 400 рублей. По тем временам это огромные деньги.

Началось большое строительство, возводились уже каменные церкви, которые потом не раз перестраивались. Сегодняшний облик монастырь окончательно приобрел в XIX веке. В 1838 году во всей красе встал храм Святителя и Чудотворца Николая. Вот, как его описывают документы тех лет: «Крыша крыта железом белым и окрашена ярью медною. Пять куполов и глав. Колокольня о двух ярусах со шпилем и крестом высотою 17 сажень. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Фрески и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая. На колокольне двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны».

В 1882 году была заложена, а в 1883 году освещена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале XVIII века. В новой церкви устроен придел в честь святого Арсения Тверского. На территории монастыря есть и подземная церковь, построенная еще в XVIII веке.

XVIII и XIX века можно считать временем расцвета Николо-Теребенского мужского монастыря. Здесь процветают различные ремесла. Обладая сотнями гектаров земли, монастырь ведет передовое сельское хозяйство. Производит сыр, продукцию хлебопечения. Здесь проводятся многочисленные ярмарки. Продукция монастыря доходит до Парижа, а выпускаемые им пряники на парижской выставке завоевывают медали. Да и неудивительно, в монастыре выпекалось до 80 видов пряников.

Но вот наступает XX век. После революции 1917 года монастырь закрывают. Его храмы и постройки используются для хранения удобрений, запчастей. Вспоминаю 1980 год. В совхозе «Труженик» райком КПСС проводит клуб деловых встреч накануне посевной. Приезжаю пораньше и брожу по заброшенным строениям храма. Всюду запустение. В помещениях остатки удобрений, детали каких-то машин. Стены обшарпаны, купола черные, никаких намеков на когда-то великолепные фрески. Мне, как историку по образованию, больно было смотреть на то, что сделалось с наследием предков. Честное слово, тогда и в голову не могло прийти, что наступит время и начнется возрождение монастыря. Но оно пришло.

В середине 90-х годов ушедшего века началось восстановление древней обители. В 2004 году она получила статус женского монастыря и настоятельницей была назначена монахиня Ольга.

Возрождение обители сопровождается чудесами. Черные стены и купола храмов словно ожили. Замечательная, теплая, яркая роспись, сделанная, как считают специалисты, учениками А.Г. Венецианова, обрела новую жизнь. Фрески проявились, как по волшебству, яркими красками.

«Какой же великий грех возьмем мы на свои души, если не сможем помочь монастырю отремонтировать храм Святителя Николая и спасти обновленные, воскресшие из грязи, плесени и забвения росписи», — именно с этих слов начала нашу беседу матушка Ольга.

Несколько лет я не был в монастыре, и поэтому интересовало меня многое. И хозяйство, и внешние связи, и перспектива реставрации храма. На глаза попался журнал, в котором прихожане одной из московских церквей благодарили матушку Ольгу за то, что она привезла две теребенские иконы, и они смогли помолиться и прикоснуться к ним. О том, где еще побывали наши реликвии, мы и поговорили в начале беседы с настоятельницей.

- Иконы у нас на самом деле удивительные, - рассказывает она, - очень теплые, согревающие душу. Самое большое чудо в том, что по молитвам у наших икон, рождается много деток. В очередной раз, когда приезжает пара, у которой много лет не было детей, думаешь: «Господи! Неужели и им Ты дашь это счастье, и у них появится ребенок?». После первого посещения и молитвы к нам вновь приехали две пары с радостной вестью о том, что они ожидают своих первенцев. А до этого ждали: одна пара 13 лет, другая - 15. В прошлом году у нас родилась девочка в Ирландии. Родственники молились здесь, у нас. Первый год они приехали просто помолиться, а потом помогали ремонтировать храм. И вот так получилось, что их тетя в Ирландии родила долгожданную девочку. Поэтому эти иконы ждут в городах и весях нашей страны. В 2011 году за полтора месяца иконы прошли крестным ходом шесть епархий: Новгородскую, Псковскую, Санкт-Петербургскую, Вологодскую, Ярославскую, Тверскую. Побывали в Москве. Мы посетили более 100 храмов. В пути раздали 21 тысячу маленьких копий с наших икон.

В Санкт-Петербурге выяснилось, что Теребенская икона Божьей Матери может считаться покровительницей города Петра. Дело в том, что день празднования основания города и нашей иконы совпадают. К нашим святыням с благоговением приложились и помолились у них Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, его духовник оптинский старец схиархимандрит Илий, которые в это время были в Санкт-Петербурге.

Постепенно разговор перешел на сегодняшний день — о делах и заботах. Монастырь живет самодостаточной жизнью. В его ведении 640 гектаров земли. Есть дойное стадо из 12 высокоудойных элитных коров, 3 нетеля, 5 телок, 12 телят. Пасека в 20 ульев, 100 кур, теплицы, большое овощное хозяйство, посажено 10 гектаров картофеля. В распоряжении монастыря два новых трактора, самая современная кормозаготовительная техника, машина-рефрижератор.

- По пятницам, — говорит матушка Ольга, — мы торгуем молочной продукцией в Максатихе, на фермерском рынке. — Очередь за ней занимают ранним утром и разбирают вмиг, потому что все экологически чистое, вкусное и полезное. Максатихинцы давно оценили продукцию. К ней подбираются московские компании, предлагают, к примеру, по очень высокой цене покупать молоко оптом. И хотя это нам выгодно, мы остаемся верными своим привычным покупателям в Максатихе.

На территории монастыря я заметил группу молодых ребят.

— Это учащиеся Максатихинского ПУ-18, — поясняет матушка, — группа маляров проходит у нас практику. — Замечательные мальчишки, работают от души, вот уже скоро месяц, как поселились у нас. Вижу, что стараются, им нравится помогать монастырю.

Скрипнула дверь, и в келью вошла женщина в черном.

— Это мать Иоанна, представила вошедшую настоятельница. — В миру Любовь, приняла постриг и стала монахиней. Моя первая помощница во всех делах. Она покажет наше хозяйство, откроет храмы. Помолитесь.

С матушкой Иоанной зашли в Благовещенскую церковь, в храм Николая Чудотворца. Еще раз полюбовался открывшимися фресками. Они стали значительно ярче, красочнее, чем несколько лет назад. Действительно, потерять такую красоту, которую Бог для нас открыл, было бы непростительно. Это не только достояние монастыря, но и района, и области. Нужны средства, а еще больше — внимание к монастырю. Реставрационные работы пока еще в самом начале. И в одиночку монастырю их не осилить.

— А теперь пожалуйте в трапезную. Без обеда мы никого из монастыря не отпускаем, — сказала мне мать Иоанна.

Нас с водителем посадили за гостевой стол. За общим столом сидело еще человек пятнадцать, в основном, работники. Перед тем, как взяться за ложки, все встали, помолились. Шел Петровский пост, но угощение было хоть и постным, но очень разнообразным. Поблагодарив, мы со всеми распрощались. И уже на выезде из ворот монастыря пришли на память слова матушки Ольги: «У нас очень принято воспринимать те события, которые окружают нас по Промыслу Божию, как чудо необычайное. А я думаю, что вся наша жизнь — это чудо. Поэтому, когда ты живешь, молишься, внимательно следишь за своей жизнью, за событиями, которые происходят вокруг нас, то все чудеса становятся гораздо понятнее...»

А ведь это, действительно, так. Пример тому — сам Николо-Теребенский монастырь, восставший из пепла, вернувшийся к жизни и дающий жизнь. Он нужен людям, нужен всем максатихинцам. Даже тем, кто этого еще не ощущает и не понимает.

Евгений ОЗЕРОВ

Автор: Тверская жизнь
359

Возврат к списку

"Народный путеводитель" доехал до Лихославля ВИДЕО
Столица тверских карел, родина мармелада, а в последние годы еще и место проведения фестиваля "Калитка" - в Лихославле сегодня можно увидеть немало интересного.
19.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость