23 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 17.01.2013

Смерть Венецианова: несчастный случай или убийство

Фотограф: Архив "ТЖ"

В Тверской губернии трагически оборвалась жизнь известного живописца

Выдающийся русский художник Алексей Гаврилович Венецианов многие годы был связан с тверским краем. В Вышневолоцком уезде в 1818 году он сделался помещиком, купив небольшое имение Сафонково (ныне Удомельский район). Здесь написаны его лучшие полотна, здесь же, в селе Поддубье, он трагически погиб 4 декабря 1847 года. 

Его смерть многократно описана, и все сводится к тому, что с художником произошел несчастный случай. Венецианов должен был ехать по делам в Тверь, чтобы показать свои эскизы икон для одной из тверских церквей. Под гору лошади вдруг понесли, ямщик выпрыгнул из саней, а Венецианова, запутавшегося в вожжах, лошади притащили в имение Милюковых Поддубье уже мертвого. 

Приблизительно так эта трагическая сцена описана и Г.К. Леонтьевой – автором фундаментальной монографии «А.Г. Венецианов», изданной в серии «Жизнь в искусстве» в 1988 году. Но Леонтьева приводит и целый ряд других фактов, в результате чего следуют совершенно другие выводы.

Все дело в том, что трагической гибели художника предшествовала громкая и неприятная история, в которую были вовлечены многие, в том числе губернатор Тверской губернии и предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда. Но главными действующими лицами в ней были трое – Венецианов, его приказчик Ларион Дмитриев и его дворовая женщина Елена Никитина.

* * *
Когда все началось – сказать сложно, но в 1843 году Ларион решился на отчаянный по тем временам шаг – он написал на своего хозяина жалобу губернатору. В ней он обвинял дворовую девку Елену Никитину в том, что она находилась в недозволенной связи со своим помещиком, т.е. с Венециановым, который к тому времени был уже давно вдовцом. Но и это не все. Как бы сейчас сказали, получив «доступ к телу», Никитина стала третировать остальную дворню, в том числе и молодого приказчика.

Сожительство господ со своими крепостными в то время было делом обычным, ведь это было время рабо­владения, которое продолжалось  до 1861 года.

Писатель Иван Тургенев имел дочь, чьей матерью была Авдотья Иванова – крепостная. Рассказ Тургенева о ее появлении на свет передан поэтом Афанасием Фетом: «Когда­то, во время моего студенчества, приехав на ваканцию к матери, я сблизился с крепостною ее прачкою. (В других источниках ее называют вольнонаемной белошвейкою. – Прим. автора). Но лет через семь, вернувшись в Спасское, я узнал следующее: у прачки была девочка, которую вся дворня злорадно называла барышней...». 

Но в барские гаремы попадали не только крепостные девушки. Из многочисленных войн, которые вела в то время Россия, приводились самые различные военные трофеи... 29 января 1783 года в глуши Тульской губернии, в селе Мишенское,  родился мальчик. Отцом его был местный богатый помещик Афанасий Бунин, а матерью – пленная турчанка Сальха. Мальчик вырос и вошел в историю русской литературы под именем Василия Жуковского.

Терпеливость русского крестьянина стала понятием нарицательным, но, когда терпеть уже не было сил, воп­рос решался самым кардинальным образом. Именно так произошло с Михаилом Достоевским, отцом великого русского писателя Федора Михайловича. Вот как об этом пишет Бурсов, автор романа­-исследования «Личность Достоевского»: «Михаил Андреевич, конечно, сам был жертвой своего характера. История его убийства крестьянами не до конца ясна. Возможно, и донжуанство его, о котором пишут мемуаристы, сыграло свою роль».

Прежде чем продолжить наш рассказ о Венецианове, вспомним схожую историю, произошедшую с еще одним нашим земляком – известным политическим деятелем  Алексеем Аракчеевым. Он родился в деревне Гарусово в том же Вышневолоцком уезде. Имение это сохранилось до наших дней. Аракчеев сделал блестящую карьеру. В 1818 году им даже был подготовлен проект по выкупу казной помещичьих имений с целью «уничтожения крепостного права», который так и остался сек­ретным. Как известно, 
крестьянам свободы пришлось ждать еще долгие 43 года. И поэтому никто не мог помешать самому Аракчееву, как бы сейчас сказали, время от времени «лакомиться клубничкой». В 1801 году в усадьбу попала 19­летняя дочь кучера Настасья Минкина. Смуглая, черноглазая, порывистая, она напоминала цыганку, а такие женщины Аракчееву нравились. Вскоре она быстро стала ему не просто подругой, но и помощницей, и фактически стала управлять имением. Хорошо известно, чем все кончилось. Устав терпеть издевательства Анастасии, графские слуги собрали 500 рублей и подговорили повара Василия Антонова убить ненавистную фаворитку. Он забрался в дом и перерезал ей горло кухонным ножом.

* * *
Неизвестно, как закончилась эта история для Никитиной, но для Лариона последствия оказались более чем плачевными. Губернатор на жалобу отреагировал письмом на имя уездного предводителя вышневолоцкого дворянства, в котором есть и такие строчки: «При сем прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». В результате арестовали, конечно же, Лариона. Его заключили в острог и впоследствии осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Он был приговорен к наказанию плетьми и возвращен обратно «в вотчину», другими словами, своему хозяину Венецианову. Последний же решил отделаться от своего бывшего приказчика радикальным способом – отдал его в солдаты. Что тоже говорит о многом.


Есть во всей этой истории и довольно удивительные эпизоды, которые могли сыграть свою роль в трагической кончине Венецианова и которые красноречиво говорят о степени накала конф­ликта. Наш замечательный художник, увековечивший на своих полотнах простых русских крестьян, сам в своем кабинете лично выпорол розгами Лариона. Что касается Елены Никитиной, то в том же 1843 году Венециановым были написаны две картины – «Крестьянская девушка» и одна из лучших его поздних работ – «Девушка с васильками». И еще один портрет девушки, но уже в 1846 году. Из чего вполне можно сделать вывод о том, что рядом с ним была та, которая смогла вдохновить пожилого художника на новые свершения.

* * *
Но вернемся в 1847 год. Все, что произошло с Венециановым в тот злополучный день, не может не вызывать целый ряд вопросов. Почему кучер Агап «выпал» из саней и остался жив, бросив своего хозяина? Почему лошади вдруг понесли? Но самое странное в этой истории то, что Венецианов не смог выпрыгнуть из саней, каким-­то образом запутавшись в вожжах. Причем он запутался так сильно, что лошади его волокли еще несколько верст, даже когда его выбросило из возка.

В книге «А.Г. Венецианов. Статьи, письма, современники о художнике», изданной в серии «Мир художника» в 1980 году, есть воспоминания дочери Александры, в том числе и с описанием 4 декабря, где она пишет, что «кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он, лежа (выделено автором), видел, как повозку свалило на бок и батюшка имел духу, схватил вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания». 

Оставим без комментариев этот подробнейший рассказ кучера Агапа, а именно с его слов пишет Венецианова. Но он не только не убеждает, а скорее, наоборот, вносит сомнение в то, что именно так все и происходило.

Принимая во внимание все вышесказанное, не может не возникнуть предположение, что все это могло произойти с Венециановым не случайно. Ведь Агап и Ларион были знакомы. И, вполне возможно, находились в дружеских или родственных отношениях. А может быть, не только приказчик, но и кучер также пострадал от самоуправства хозяйской фаворитки.

Если так, то все, что произошло с Венециановым, не выглядит уже простым «дорожно­-транспортным происшествием», а скорее напоминает хорошо спланированное и организованное убийство. 

* * *

Каменный крест, установленный на могиле живописца, исчез в первые годы советской власти. В 1960 году здесь была установлена гранитная стела с барельефом его автопортрета и картины «Лето. На жатве». А в связи с 200­-летием со дня рождения А.Г. Венецианова в 1980 году в центре Вышнего Волочка была открыта скульптурная композиция, где скульптор Олег Комов изобразил художника за работой с любимой моделью – крестьянкой с младенцем на руках. 


Автор: Виктор Грибков-Майский
2229

Возврат к списку

В Твери прошел Международный праздник козлов ВИДЕО
20 мая в Твери прошел фестиваль "Козловы всех стран, соединяйтесь!"
22.05.201813:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость