25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 16.07.2012

Идти вместе, в одном направлении

Это главная задача туристического бизнеса.

В жизни туристического бизнеса Твери произошло важное и давно ожидаемое событие – туризм поменял прописку. Из ведомства социальной политики он перешел в министерство экономики, что закономерно, ведь назначение всякого бизнеса – приносить доход.

Но у индустрии отдыха все же осталась одна важная составляющая – социальная, которая при этих переформированиях может потеряться. Чтобы этого не произошло, Ассоциация туризма и Общественная палата Тверской области пригласили к разговору представителей регионального Правительства, туристического бизнеса и общественных организаций. На круглом столе, который так и назывался – «Социальная роль туризма», кроме того, разговор шел о стратегии развития отрасли в нашем регионе, особенностях событийного туризма.

Обсуждению главной темы собрания предшествовал доклад представителя управления по туризму и внешним связям минэкономразвития Тверской области Евгения Занегина о стратегии развития туризма. Как подчеркнул Евгений Александрович, в его основу легли такие принципы, как усиление взаимодействия с муниципалитетами и общественными туристскими организациями – на этапах формирования планов, реализации и контроля деятельности всех исполнителей, а также усиление взаимодействия с соседними регионами.

Первые результаты уже есть – 24 июня Тверская область вступила в Волжское соглашение, и в дальнейшем будет развиваться работа по участию нашего региона в «Золотом пути России» и в других маршрутах.

Основной упор, отметил в своем докладе Евгений Александрович, сделан на разработке и создании на территории Тверской области туристических кластеров – территорий, на которых действуют сообщества различных предприятий и организаций, связанных с предоставлением туристических услуг. Появление кластера сопровождается разработкой его концепции, формированием проектно­сметной документации на создание конкретных объектов туристской инфраструктуры, формированием дополнительной информационной базы и рабочих мест.

Эти образования создаются с целью развития в Тверской области современной высокоэффективной конкурентоспособной туристической индустрии, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вносящей значительный вклад в развитие экономики Тверской области.
Как отметила президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер, первым шагом в этом направлении стало создание координационной рабочей группы по туризму, в которую вошли в основном представители бизнеса и общественных организаций. Следующим этапом станет работа с муниципалитетами.

– К сожалению, связь между муниципалитетами, областной властью и бизнесом в том, что касается этой сферы, нарушена, – считает Ирина Викторовна. – Туризм развивают все, но делают это отдельно друг от друга. Наша задача – объединить эти усилия и идти вместе в одном направлении.

У Ассоциации туризма большой потенциал – она объединяет все предприятия и организации, которые задействованы в приеме туристов, и включает в себя порядка 60 юридических лиц, причем многие из них, такие, как Тверской объединенный музей, Тверькурорт, «Чикенхаус», «КомпьютериЯ», – сетевые. Взаимодействует эта организация с исполнительной властью, налажена работа с ассоциацией «Совет муниципальных образований». Ирина Викторовна является заместителем председателя общественного совета при минэкономразвития Тверской области, экспертом Общественной палаты области.

На сегодняшний момент первостепенной задачей является сбор информации, которой обладают все члены этого сообщества, с тем чтобы ее обработать и систематизировать и направить всем заинтересованным организациям.

Бесплатный, но выгодный
Одним из вопросов на совещании стал социальный туризм – отдых и путешествия, которые стоят очень недорого или вообще бесплатны. Они субсидируются государственными или благотворительными организациями и ориентированы на отдельные категории граждан – школьников, пенсионеров, инвалидов.

Трудно переоценить значение социального туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья. Маршруты, созданные на территории Тверской области, должны стать объектами отдыха для жителей нашего и других регионов. По статистике, в России живут более 15 млн. людей с различной степенью инвалидности, почти 70% хотели бы путешествовать. 30% этих людей, несмотря на ограничения по здоровью, зарабатывают деньги и способны оплатить свои путешествия. Но только 3% инвалидов могут делать это самостоятельно. Приблизительно 7% путешествуют с помощью родственников и помощников, для остальных путешествия невозможны, потому что для этого нет соответствующих условий. В Тверской области уже идет работа по созданию специальных маршрутов, так что скоро, возможно, она сможет принимать такие категории граждан. Турфирмами уже подготовлен двухдневный маршрут к истоку Волги. Осталось адаптировать его с помощью общественных организаций инвалидов.

В Тверской области 1100 колясочников, из них только 150 принимает база отдыха «Чайка» на двухнедельный отдых. Представители соцзащиты обратились к ассоциации с просьбой о предоставлении льгот инвалидам на экскурсионные поездки. Следует отметить, что турбизнес не остается равнодушным к подобным просьбам. Надежда Кружкова, президент Центра социальной реабилитации женщин с ограниченными возможностями и поддержки гражданских инициатив «Так живем», подчеркнув, что никогда не получала отказа от компаний в получении скидок, особо отметила отзывчивость руководителей «Компьютерии» и Тверского объединенного музея.

В то время как в других регионах уже существуют программы по социальному туризму, в частности в Башкирии, в нашей области его еще только предстоит развивать. У нас есть возможность создавать подобные проекты, проблема только в том, что туристические деньги разбросаны по разным бюджетам: в министерстве соцзащиты есть средства на курортные поездки и различные путешествия, работники системы образования и здравоохранения отправляют детей на экскурсии и в санатории. Получается, что ведомства занимаются несвойственными им функциями.

Но социальный туризм для его организаторов все же остается бизнесом, то есть он должен не только решать социальные задачи государства, но и приносить доход представителям бизнеса. В муниципалитетах с неразвитой экономикой туризмом могут заниматься те жители, которые живут на этих территориях. Таким образом, район становится привлекательным для инвестиций, что влечет за собой развитие бизнеса и соответственно увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Но, как подчеркнула Ирина Викторовна, необходимо учитывать болевые точки. К примеру, сезонность, ставящая под удар все благие начинания. Невозможность обеспечить работой служащих в этой сфере оборачивается быстрой сменяемостью кадров, соответственно снижением качества обслуживания.

Предполагается, что будет сделана паспортизация турмаршрутов, объектов, событий, благодаря которой маршруты должны стать пригодными для туризма. Дороги, по которым поедут туристы, будут ремонтироваться, фасады зданий – приводиться в порядок, территории – благоустраиваться. Плюс от таких программ очевиден не только для туристов.

Также важно, но уже для развития иной сферы – нравственной, духовной – создание маршрутов военно­патриотического направления. В связи с открытием новых памятников появляется много новых объектов показа для туристов. Люди приезжают на эти места, но здесь как не было, так и нет инфраструктуры.

Белые ночи и раки
Событийный туризм – еще одна тема круглого стола. О нем рассказала Галина Цыщук, замдиректора Конаковского филиала Российской международной академии туризма. В нашей стране это явление относительно новое. Еще пять лет назад этого понятия не существовало. Но в последнее время многие регионы выбрали приоритетным направлением именно событийный туризм. Поскольку дело это достаточно новое, об эффективности говорить еще рано, да и опыт регионов в этом разный. Но зачастую все мероприятия весьма дорогостоящие. Так, к примеру, фестиваль «Белые ночи» в Перми обошелся в 300 млн. рублей, 200 из которых – бюджетные средства, и об окупаемости говорить рано.

Прежде чем обсуждать аспекты этого вида туризма, следует определить, чем он является – либо это самостоятельный вид туризма, на котором можно зарабатывать, либо это один из способов продвижения региона, элемент территориального маркетинга. В зависимости от ответа и подходы разные.

Недавно на совещании с представителями общественного питания Твери обсуждались вопросы гастрономического туризма, за развитие которого высказываются многие представители турбизнеса. Немало успешных примеров, некоторые муниципалитеты выбрали продукты своим объектом продвижения: Сандово – мед, Весьегонск – раков.

Событийными мероприятиями занимаются все и достаточно разрозненно, отмечает Ирина Викторовна. Сейчас ассоциация работает над тем, чтобы все мероприятия собрать воедино, стандартизировать их по уровням (международный, федеральный, областной, муниципальный), количеству участников и гостей, условиям проведения и так далее. А затем рассмотреть возможности продвижения этих мероприятий на туристическом рынке. 

Автор: Мария СПИРИДОНОВА
41

Возврат к списку

Народный артист СССР Василий Лановой представил в Твери моноспектакль о войне. ВИДЕО
В областном ДК «Пролетарка» в Твери прошла общественно-патриотическая акция «Спасибо за верность, потомки!». В рамках этой акции народный артист СССР Василий Лановой посетил Тверь.
25.04.201815:25
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость